Хотите, я расскажу вам, как отмечали наступление зимних праздников воспитанницы Стахеевского епархиального женского училища?
Главным зимним праздником было Рождество Христово, которому предшествовал 6-недельный пост, в течение которого очищали душу и тело. Рубежной датой в ожидании праздника был «Николин день» – 6 декабря, который в период царствовании Николая II соединял два праздника: тезоименитство императора и праздник святого Николая Чудотворца. Тезоименитство государя в Российской империи — это день, когда праздновали именины памяти Святого, имя которого дано императору при крещении. Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и императору было одной из важнейших установок в системе российского образования XIX – начала ХХ вв. А учитывая, что этот праздник совпадал с днем Николая Чудотворца, покровителя всех учащихся, к его подготовке в епархиальном училище относились с особым усердием.
Любой праздник в тот период начинался с молитвы. Свидетельством особого почитания святого Николая Чудотворца является тот факт, что его икона украшала иконостас училищного храма. Стоит отметить, что именно святой Николай стал прообразом Деда Мороза. Считалось, что он помогал нуждающимся детям, украдкой подбрасывая ночью им в носочки или башмачки монеты и подарки.
В период перед Рождеством вносились изменения в график учебного процесса и расписания стола воспитанниц епархиального училища. При этом время занятий значительно сокращалось, поскольку ученицы уделяли больше времени молитвам, репетициям в церковном хоре.
Блюда в столовой училища подавались исключительно постные, однако допускалось употреблять в пищу и рыбу. Так, в семьях богатых елабужских купцов к столу подавали белугу, рыбу осетровых пород, семьи победнее довольствовались селедкой, сомом, лещом. Но к Рождеству все: бедные и богатые дворяне, купцы и мещане будут вкушать свинину. Такова была гастрономическая традиция Российской империи.
В преддверии праздника люди заботились не только о духовном очищении, но и о внешнем: каждый прибирал свое жилище, подготавливая его к наступающему празднику. Также и епархиальное училище сверкало чистотой и свежестью.
По календарю рождественские празднества включали три нерабочих дня: 25, 26 и 27 декабря. Для воспитанниц Стахеевского епархиального училища в актовом зале проводилась елка с обязательным вручением подарков от попечительницы училища Глафиры Стахеевой. На празднике, как и в наши дни, звучали стихи и песни. Вот слова одной из таких песен:
Елочка зеленая,
Здравствуй дорогая,
Ты так разукрашена!
Пышная такая!
Наконец-то дождались мы
Милой елочки своей.
Ах, как весело, приятно
Принимать таких гостей
Согласитесь, очень напоминает всем нам известную детскую новогоднюю песенку, где звучат слова: «хорошо нам, елка, весело с тобой!».
Рождественские елки в Елабуге устраивались на благотворительные средства. В 1899 г. Г.Ф. Стахеева была назначена попечительницей Александринского детского приюта, основанного в 1858 г. на средства елабужского купца первой гильдии Ф.Г. Чернова. Попечительница ежегодно выделяла до двухсот рублей на рождественскую елку и подарки воспитанницам приюта, жертвовала продукты и необходимые вещи, выделяла средства на содержание приютской церкви и священнослужителей. Глафира Стахеева всегда с готовностью откликалась на призывы со стороны общественных организаций принять участие в благотворительных акциях. В конце XIX – начале ХХ вв. в Елабуге активно работал комитет попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Г.Ф. Стахеева ежегодно вносила средства для устройства Рождественской елки с раздачей подарков для незрячих детей.
Дни между Рождеством и Крещением назывались Святочными. После того, как до мельчайших деталей были соблюдены все религиозные обряды, наступала пора празднеств. На Святочной неделе проводились балы- маскарады с ряжеными, организовывались народные гуляния. На страницах газеты «Вятский край» сообщалось: «Елабуга. Святки. 29-го декабря состоялся бал-маскарад…Завсегдатаи общественного собрания все налицо».
На Святочной неделе актовый зал училища вновь наполнялся звонкими веселыми голосами девочек: здесь проходил карнавал-маскарад. К нему воспитанницы готовились заранее: под присмотром классных дам и преподавательницы рукоделья девочки своими руками изготавливали карнавальные костюмы. Самым главным маскарадным костюмом был ангел с красивыми крыльями из натуральных птичьих перьев и с золотым венком на голове, символизирующим нимб. Но большинство воспитанниц наряжались в красивые белые платья, украшенные цветами (аналог современного костюма снежинки). Маскарад сопровождался театрализованным представлением. На фотографии «Святочный маскарад в Епархиальном училище», размещенной в экспозиции музея Елабужского института, семь воспитанниц одеты в костюмы гномов. Можно предположить, что на сцене ставилась сказка «Белоснежка и семь гномов». Самые младшие воспитанницы одевались в костюмы лесных зверюшек – в первую очередь, зайчиков. А иногда на праздники в качестве гостей приглашали мальчиков из других учебных заведений Елабуги. Это было настоящим событием, к которому воспитанницы готовились особенно тщательно.
– А присутствовал ли на Рождественской елке или на святочном маскараде такой персонаж, как Дед Мороз?
К сожалению, никаких сведений об этом не сохранилось. Скорее всего, его «роль» играл так называемый Святочный Дед и он не принимал участия в празднике, а оставался сказочным, не видимым людскому взгляду чудотворцем. В детских периодических журналах, которые стараниями Г.Ф. Стахеевой выписывались в библиотеку епархиального училища, в период Рождества выходили специальные номера «Святочные книжки». В них печатались рассказы и стихи о Рождестве и святках, в которых не редко появлялся сказочный персонаж – Святочный Дед. Дети встречали его в лесу, когда оказывались в трудной ситуации по замыслу автора. Добрый дедушка помогал им и обязательно награждал подарками. Иногда он оказывался знатным графом, а иногда волшебником. Но именно его присутствие наполняло новогодние праздники ощущением чуда.