О достоинствах фестиваля учителей и своих мастер-классах рассказала модератор, профессор ВятГУ, заслуженный учитель РФ.
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!
Марина Цветаева
Август – время звездопада, загадывания желаний, поиска мечты. Именно поэтому август каждого года открывается фестивалем школьных учителей в Елабуге, которая стала притягательным центром профессионального мастерства и научного поиска путей и перспектив развития учительского творчества всего мира. Как это могло произойти? Яркая инициатива Елабужского института КФУ выдержала испытание временем, стала традиционной «образовательной встречей» педагогов всех рангов! Сегодня фестиваль торжественно отмечает первую круглую дату – десятилетие успеха и движения вперед!
Я была участницей первых фестивалей и приезжаю на юбилейный с чувством радости и тревоги! Потому что удивлять сложно, держать планку научного поиска нелегко, открывать новые методики убедительно и современно очень важно! Можно сейчас с полной уверенностью сказать, что встречаясь с коллегами в разных городах нашей страны, я всегда вспоминаю Елабугу. Мы обмениваемся впечатлениями как единомышленники, причастные к этому замечательному событию.
Какие у этого фестиваля есть достоинства и отличительные качества?
Во-первых, именно этот фестиваль по своей сути, идее, замыслу и воплощению предназначен для учителей, в нем избегают формализма, начётничества, скуки, он обращен к уму и сердцу Учителя. Этот фестиваль формирует имидж современного учителя нового века!
Во-вторых, содержание фестиваля наполняется актуальными идеями, спорными, оригинальными, новыми. Эта установка на поиск, творчество, свежесть научной мысли придает фестивалю особый эффект новизны и привлекательности.
В-третьих, практическая направленность фестиваля интересна учителю, который стремится расширить свой методический опыт новыми технологиями, приёмами, открытиями. Вот почему на фестивале одним из любимых жанров является мастер-класс, здесь формируется опыт, обогащается стиль преподавания, выстраивается общение в диалоге, полилоге, сотворчестве.
В-четвертых, методический потенциал фестиваля – это самоорганизация педагогического творчества, это установка на самообразование каждого учителя. Поэтому любимые переклички на фестивале – это вопросы: «Что прочитал?», «А куда съездил?», «А что посмотрел?», «В чём участвовал?». Это взаимопомощь, открытость, корпоративная культура, профессиональное сообщество. Поэтому на фестивале так много модераторов-победителей конкурса «Учитель года».
В-пятых, это очарование Елабужских мест, особый колорит университета с уникальным педагогическим коллективом и директором института, красотой взаимоотношений и стремлением быть лучшими и первыми! И мимо литературных музеев, исторических памятников и завораживающих душу ландшафтов пройти невозможно!
Можно продолжить перечисление, но выделю главное – Международный фестиваль школьных учителей точно определяет «нерв своего времени», всегда отвечает на вызовы мира, поэтому постоянно расширяет свои границы, сохраняет авторитет «первопроходца» и влияет на образовательную «погоду не только в доме», но и за его порогом.
Для меня очень важно, что именно в Елабуге происходят очень сердечные и содержательные «образовательные встречи» с коллегами, учеными, педагогами, друзьями и из других городов. Я уверена, что «живое знание» «от сердца к сердцу» не просто вдохновляет и помогает жить в школе и своей профессии, но и делает мир лучше, добрее и радостнее.
На этот фестиваль я привезла два мастер-класса. Первый – «Имидж современного учителя в литературе и жизни: творческая мастерская». Его задача – посмотреть на современного учителя глазами ребенка, учителя, писателя, поэта, социолога, психолога, родителей и выстроить свою иерархию смыслов. Сверхзадача – унести перспективу чтения, содержание педсовета на начало года, идею и способ методической учёбы для учителей-коллег своей школы. Но сделать это нужно «стремительно, бережно и красиво». Эта мастерская новая, она не вошла в мою книгу «чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества». Но я надеюсь, что педагоги эту книгу уже используют в своей работе и у них есть опыт проживания мастерских.
Второй мастер-класс «Методика обучения сочинению-эссе» ориентирован на старшеклассников и учителей любых предметов, потому что написание эссе – это универсальный жанр обобщения и применения знаний на любом предмете. Эта методика апробирована мною на литературных сменах в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). Она универсальна, главное – понять алгоритм и проверить его на своем личном опыте.
Дорогие коллеги, у меня одно пожелание: «Пусть для каждого участника «Десятый Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге» станет настоящим педагогическим событием и вдохновит на развитие, на «жажду жизни», на общение с детьми и педагогами, на вечную молодость учительского призвания!»
Елена Галицких, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор «Вятского государственного университета»