В апреле впервые в онлайн-формате прошла 51-я Итоговая научная конференция студентов Елабужского института КФУ. Главный куратор научно-исследовательской деятельности студентов кандидат педагогических наук Надежда Савина рассказала, какие условия созданы в нашем институте для исследовательской деятельности студентов, каковы их результаты.
Маяк в тумане
Последние события мирового масштаба, характеризуемые как очень сложные (многоплановая цифровая трансформация, взрывная разработка новых наукоемких технологий, пандемия, резкое снижение цен на нефть) меняют наше сознание и подтверждают факт того, что современному человеку все чаще приходится самостоятельно решать многие проблемы и овладевать новыми компетенциями. Мир становится все более изменчивым и неопределенным.
Условия нашей жизни и профессиональной деятельности характеризуются сложностью и неоднозначностью. В связи с этим у будущих специалистов необходимо формировать готовность к постоянно изменяющимся условиям, учить принимать «туманность» современного мира, овладевать новыми способами формирования общего миропонимания и обеспечивать личную «устойчивость». Особая роль в этом принадлежит исследовательской деятельности.
Умники и умницы
Студенты имеют возможность наращивать и проверять свой потенциал в интеллектуальных состязаниях. Одной из таких форм работы со студентами-интеллектуалами являются конкурсы, которые считаются уделом сильных. В 2019 году они активно участвовали в конкурсах на лучшую научную работу (40 работ), на лучшую студенческую научную статью (82 статьи) и в конкурсе «Студент-исследователь» (15 студентов).
Начиная с третьего курса, сформировав первичный опыт и нарастив интеллектуальные силы, став более уверенными под руководством своих опытных наставников, наши студенты выходят на внешние конкурсы и побеждают в них. В прошлом году 51 студент участвовал в 26 конкурсах. Из них в 13-ти Международных конкурсах участвовали 30 студентов, в 11-ти Всероссийских конкурсах – 16 студентов и в 2-х республиканских – 5 студентов.
Победителями и призерами очных и заочных конкурсов стала Т.В. Дмитриева (Диплом II степени). Она приняла очное участие в VI Всероссийском молодежном форуме «АПК – Молодежь, наука, инновации» (научный руководитель Е.А. Афонина). Интересным было очное участие Д. Р. Якубовой (Диплом III степени) во Всероссийском конкурсе научных студенческих статей «Социальное предпринимательство глазами студентов». Организатор конкурса, РАНХиГС, оплатила финалистам проезд и выплатила денежные призы (г. Москва) (научный руководитель Н.Н. Савина).
За участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая технологическая карта урока» Диплом I степени получил В.Кормишин (г. Москва) (научный руководитель Е.М. Любимова). Успешно участвовала в IV Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов UNIVERSITY KNOWLEDGE – 2019 (в рамках требований ФГОС), (г. Москва) студентка Э.И. Бурганова (научный руководитель Г.Р. Шагивалеева), награжденная Дипломом I степени. Она же получила Диплом I степени за участие в XII научно-исследовательском конкурсе «Научные достижения и открытия 2019» (г. Пенза) (научный руководитель А.М. Борисов).
Еще одним победителем Международного конкурса научно-методических работ в области образования «Горизонты XXI века», номинация «Инновационные проекты» стала К.С. Зверева (Диплом I степени) г. Екатеринбург (научный руководитель Е.В. Салимуллина). Лауреатом I степени Всероссийского конкурса научных работ PTScience стала Э.Шарафутдинова (научный руководитель – Г.Н. Божкова) (г. Москва).
Знания – деньги
Деятельность студентов-исследователей в настоящее время хорошо поощряется. Все больше становится именных стипендий. И среди наших студентов есть такие, которые умеют зарабатывать, что называется, «своими мозгами».
В результате длительного, кропотливого и интересного труда победителями конкурсов на получение именных стипендий стали А.Р. Мубаракшина (стипендиат Правительства РФ, научный руководитель Т.Н. Бочкарева); Э.М. Шарафутдинова (стипендиат Академии наук РТ, научный руководитель Г.Н. Божкова); К.Т. Колесникова (стипендиат Академии наук РТ, научный руководитель А.М. Борисов); Э.М. Шарафутдинова и А. А. Грахова (стипендиаты специальной государственной стипендии РТ, научный руководитель Г.Н. Божкова) и О.Р. Мигранова (лауреат стипендии им. Стахеевых, научный руководитель И.В. Маслова).
Ежегодно студенты нашего института активно участвуют в работе очных и заочных научно-практических конференций. В 2019 г. они участвовали в 97 международных (из них 8 – зарубежных), 13-ти Всероссийских, 2-х региональных научно-практических конференциях. Из них очно (с выездом) выступали на международных конференциях – 9 студентов, на Всероссийских конференциях – 2 студента. 2 студентки выезжали в Чехию (г. Плзень), где под руководством М.С. Ачаевой участвовали в Международной конференции и стали ее призерами.
С докладами на научных конференциях всех уровней выступили в общем количестве 583 студента. Из них очно (с выездом) выступали на международных конференциях – 9 студентов, на Всероссийских конференциях – 2 студента и на региональных научно-практических конференциях – 2 студента.
Итоговая бьет рекорды
В 2019 года была проведена юбилейная 50-я Итоговая научно-образовательная конференция студентов, в которой приняли участие 572 студента. В этом году в программе традиционной апрельской конференции заявлены 665 студентов.
В прошлом году было опубликовано самое большое за все годы количество студенческих работ – 836. Это впечатляющие результаты публикационной деятельности студентов и их научных руководителей. Из них 1 работа опубликована в коллективной монографии, 4 статьи – в журналах перечня ВАК, 40 статей – в зарубежных изданиях, 189 – в международных журналах и сборниках, 322 – в изданиях Всероссийского уровня, 105 статей и 180 тезисных работ внутреннего уровня, то есть в сборниках Итоговой научно-образовательной студенческой конференции КФУ.
Клуб науки
Нельзя не отметить работу научных кружков. Их в нашем институте 7. Самым «возрастным» из них является археологический. Он был создан аж в 1994 году. Его бессменным руководителем является кандидат исторических наук, доцент А.З. Нигамаев. За ним следует созданное в 2001 году студенческое научное педагогическое общество «Исток» (руководитель Н.Н. Савина).
Остальные кружки «помоложе», но они не менее интересны и успешны. Это такие кружки, как «Творческая индивидуальность малоизученных писателей конца ХIХ-ХХ вв.» (руководитель Г. Н. Божкова»), «Текст как объект лингво-литературоведческого исследования» (руководитель А. В. Гиззатуллина), «Сообщество менеджеров и экономистов» (руководитель Э.А. Осадчий), «БИОС» (руководитель П.А. Кузьмин) и СКТБ «Эврика» (руководитель Л.Г. Ахметов).
Благодаря систематизированной и целенаправленной работе кружков их участниками была опубликована 101 статья, и 15 студентов стали победителями и призерами научных конкурсов разного уровня. Если у кого-то из студентов проявится интерес к деятельности кружков, то они могут не просто удовлетворить его, но и стать непосредственным членом кружка, соответствующего профилю их профессиональной подготовки.
Конференция, конкурс, фестиваль – выбирай вкус
В нашем институте уже много лет (с 2004 года) организовывается Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Наука и молодежь». Проводилась она и в прошлом году. В ней приняли участие 33 студента нашего института.
Традиционным становится проведение Фестиваля Научного кино. Его миссия состоит в популяризации научных знаний, акцентировании внимания на нерешенных проблемах человечества, роли науки в становлении новой цивилизации. В прошлом году он прошел достаточно организованно и в нем приняли участие более 300 студентов.
Ежегодно мы проводим церемонию награждения «Интеллектуальный лидер года». В прошлом году 56 студентов были отмечены грамотами и благодарственными письмами за проявленную ими активность в научной деятельности вуза и их интеллектуальные достижения. Всего же в нашем институте в научно-исследовательской деятельности в той или иной форме участвуют около 900 студентов.
Как войти в элиту
Молодежь должна осознавать: в настоящее время нельзя жить мечтами или одним сегодняшним днем. Надо заглядывать за свой горизонт и определять будущее, которое обещает быть сложным.
Есть замечательная пословица: «Чем раньше поднимается светило, тем скорее оно достигает зенита». Надо подниматься. Подниматься для себя, чтобы не стать «лишним человеком» и прожить интересную, обеспеченную, яркую жизнь; для будущей семьи, чтобы быть ее опорой; для своей страны, чтобы быть частью ее интеллектуальной элиты, обеспечивающей устойчивое развитие государства, в котором мы живем.