Завтра Елабужский институт КФУ станет площадкой для II Всероссийского форума работников дошкольного образования.
Чем особенны сегодняшние дошкольники, чему их учить и как воспитывать, рассказала кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова.
– Фарида Самигулловна, какие они – малыши «поколения Z», насколько отличаются от своих предшественников?
– Сегодня дети живут в плотном информационном потоке, быстро улавливают и усваивают новое, легко включаются в виртуальное общение, на «ты» с гаджетами и техникой. Вместе с тем, большинство дошкольников гиперактивны, их внимание трудно удержать надолго. Они уже знакомы со многими темами образовательной программы, так как заранее получили сведения из разных источников по предстоящему материалу. Эти знания нужно систематизировать и использовать на практике. Ребята очень любят трансформацию в творчестве: не просто сделать рисунок, а обыграть его сюжет.
– Главный совет для родителей ребят, «родившихся с кнопкой на пальце»?
– Сейчас многие родители ставят в приоритет интеллектуальное развитие детей. Но, как говорил Шалва Амонашвили, ребенок – не сосуд для знаний, а личность. Мы должны уважать его и давать возможность полноценно прожить детство. Это очень важный этап, но мамы и папы стремятся к тому, чтобы их малыш поскорее повзрослел, научился читать, считать, разговаривать на английском языке. Ему некогда поговорить с родителями, посмотреть вместе с ними на природу, увидеть пестрые краски осени или хрупкие лучи снежинок.
В общении детей мы часто слышим: «Я», «Мое, не трогай!». Важно понять, что не так важно натренировать ребенка понимать три языка, как помочь ему полноценно войти в социум, научить эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ежедневные совместные прогулки, еженедельные семейные походы на природу зачастую полезнее, чем посещение дошкольником дополнительных «развивающих» занятий.
– В чем специфика работы педагогов дошкольных учреждений и начальной школы?
– Я считаю, что это две самые значимые ступени. В общеобразовательной школе каждый учитель ведет один-два предмета, а в дошкольном и начальном образовании педагог должен быть универсалом. Специалисту требуется заниматься с детьми речевым развитием, математикой, изобразительным творчеством, экологическим просвещением. Он должен суметь хорошо представить разные сферы и ответить на любые вопросы ребенка.
– Какие тенденции развития дошкольного воспитания будут рассматриваться на форуме?
– Мы акцентируем внимание на полилингвальном образовании – очень важная тема для Татарстана. Уже через год в Елабуге будет открыт первый полилингвальный комплекс, который включит детский сад и школу. Нам необходимо качественно подготовить его будущих педагогов к работе по новым концепциям и методикам.
Одним из ключевых вопросов станет профориентация. Мы приглашаем поделиться опытом педагогов нашей базовой площадки в Набережных Челнах – детского сада № 98 «Планета детства», победителя чемпионата «BabySkills», аналога WorldSkills Russia. Они расскажут, как знакомят дошкольников с профессиями взрослых и готовят их к выбору специальности.
Еще одна актуальная тема – новый профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 2020 года. Он содержит регламент работы, условия оплаты, компетенции, которыми должен владеть, в частности, педагог дошкольного и начального образования. Обучение по этому направлению прошли все наши преподаватели, для студентов в учебных планах и магистерских программах вуза выделена специальная дисциплина «Профессиональный стандарт педагога», запланированы курсы повышения квалификации.
Отдельная секция форума будет посвящена работе с родителями, ведь федеральные стандарты ставят задачу вести просветительскую деятельность каждой образовательной организации.
– Кто выступит в роли модераторов площадок?
– Это ведущие практики в сфере дошкольного образования, в том числе победители всероссийского и республиканского конкурсов «Воспитатель года», а также ученые Москвы, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода. Поделятся опытом и наши экспериментальные площадки, например, нижнекамцы проведут мастер-классы по робототехнике, а Елабугу представит миникванториум детского сада № 29.
Особый интерес на форуме вызывают исследования ученых. Например, неизменно находят отклик слушателей авторские лекции практикующего психолога нашей кафедры Татьяны Галич, посвященные «поколению Z». Отличительной чертой Татарстана является успешное развитие этнопедагогики, знакомство детей с историей и традициями разных народов. Практика внедрения экологического образования показывает, что они с радостью включаются в охрану природы. Все эти направления содержат большой потенциал для всестороннего развития ребенка.
– На прошлом форуме была выдвинута идея создания Ассоциации работников дошкольного образования Республики Татарстан. Каковы её цели и задачи?
– В процессе профессионального общения мы разработали концепцию площадки для эффективного взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и ученых, методистов, специалистов. Планируется, что в рамках электронного ресурса мы сможем обмениваться идеями, прошедшими экспертизу разработками, вести трансляции вебинаров, семинаров и мастер-классов. Министерство образования РТ поддержало инициативу, эксперты определены и сайт уже на стадии разработки.