Воспоминаниями о войне и послевоенных годах поделился академик Талгат Галиуллин, возглавлявший вуз с 1971 года в течение 15 лет.
Сегодня его высоких званий не перечесть – доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН РТ, действительный член Российской гуманитарной академии, Заслуженный деятель науки РТ. Несмотря на занятость научным и литературным трудом, Талгат Набиевич всегда с большим желанием откликается на приглашения принять участие в жизни Елабужского института КФУ, поделиться интересными страницами истории.
«Война 1941-1945 годов в памяти и сознании людей запечатлилась по-разному, но для всех как большая трагедия. Еще мальчишкой, бегающим во дворе за курицами и за собачкой Тузиком, помню первую весточку о том, что геройски погиб младший брат отца – Хабибулла абый. Через год, весь израненный, вернулся и отец, ленинградский блокадник. Пришлось ампутировать ему левую ногу.
О послевоенном голоде и холоде писалось много и основательно, но душу (иногда и желудок) согревала надежда на будущую счастливую жизнь.
Помнятся слова старшего поколения: «Все переживем, лишь бы не было войны». Когда жаловались на маленькую пенсию, на постоянное подорожание продуктов питания, повышение цен на лекарства, то в конце опять повторяли как молитву то же самое изречение: «Лишь бы не было войны». Мы, молодые, тогда еще не понимали разницу между личной бедой и всеобщей народной трагедией. Сейчас, когда все население поглотила общая тревога – коронавирус, знаем, что значит всеобщая народная беда.
Простите, отвлекся (филолог он везде филолог). Второй, невидимый лик войны я узнал в Елабуге. А именно, в пединституте. Случай, достойный юмористического рассказа М. Зощенко.
Однажды еле-еле плетущиеся в хвосте по учебе студенты физмата самые сложные задачи математического анализа начали решать на «ура», щелкали как семечки. Преподаватели были в восторге и в тоже время в растерянности. Студенческий успех некоторые приписывали новизне методики.
Но тут кому-то из педагогов удалось выяснить, что студенты, особенно заочники, получив сложное задание, сразу бегут на пивзавод, что в центре улицы Карла Маркса. Все в недоумении. В основном туда спешат девушки, женщины, которых трудно обвинить в «пивомании».
Оказалось, что в конюшне ухаживает за лошадьми и убирает мусор хромой, довольно странного вида мужик, который однако же любые задачи решает моментально. Этим охранником заинтересовалось руководство института. Выяснили, что его фамилия, имя, отчество Люстиг Альфред Максович, что он немец-антифашист, выселенный или сбежавший из Германии. Через соответствующие органы сделали запрос. Благо, его документы оказались на территории ГДР! Пришло подтверждение, что он –кандидат математических наук, доцент*.
Через год Люстига избрали заведующим кафедрой матанализа, где он проработал по моим расчетам почти тридцать лет, создав сильную математическую школу, воспитав таких преподавателей, как Р. Исрафилов, Н. Миронов, Р. Ганеев, Р. Зайниев и других. Его аккуратность, педантизм, честность во всем оказали благотворное влияние на весь коллектив пединститута, на его моральный облик. Он создал свою семью, воспитал сына.
В мою бытность работы в Елабужском пединституте работало еще несколько участников Великой Отечественной войны, и все они были преподавателями кафедры марксизма-ленинизма. В частности, доценты Закизян Абубакиров, Рифкать Гайнуллин, Асхат Насыйбуллин.
В дни приближающегося праздника Победы, тем более – 75-летия, можно было бы вспомнить и других участников войны. Мы их помним и не забываем. Хочу поздравить с 75-летием Победы и пожелать, особенно молодежи, помнить тех, кто завоевал им будущее.
Считайте, что я в эти дни среди вас!
Ваш Талгат Галиуллин».
*Примечание. В 1940 году Альфред Максович Люстиг работал в Елабуге на спиртзаводе химиком (пивзавод образовался позднее – в 1961 году). До войны в Австрии он получил ученую степень доктора философии по специальности физика. А ухаживал он за лошадьми, видимо, из любви к этим животным.