Чьи портреты несут на Марше Памяти? Поразительной семейной историей деда-офицера поделилась преподаватель Людмила Фастовец.
Накануне Дня Победы Людмила Фастовец, старший преподаватель кафедры частного и публичного права, рассказала про боевые пути своих дедов, призванных на фронт из Елабуги.
Повенчала война
Однажды мы с тетей пересматривали семейный альбом и среди старых фотографий нашли сложенный вчетверо лист бумаги. Развернули и, к удивлению, увидели свидетельство о регистрации брака между дедушкой Иваном и бабушкой Галиной. Больше всего нас поразила дата: 21 июня 1941 года, за день до войны.
Я вспомнила, как бабушка рассказывала: дед несколько раз предлагал оформить брак, но она отказывалась. Говорила, что это мещанство, и ей все равно, расписаны они или нет. Кстати, государство в то время юридически признавало гражданский брак.
Но однажды, когда военная часть деда-офицера стояла под Казанью, он настоял на своем. Говорил непростые слова: «Скоро может начаться война, а если меня убьют, что ты будешь делать, как детей поднимать?» К тому времени у молодых уже было двое девчат. Посадил бабушку на коня и повез в ближайший сельсовет. Брак зарегистрировали.
А через день грянула война. 30-летнего Ивана Мединцева, преподавателя военно-политического училища, призвали из Елабужского военкомата. В феврале 1942 года Галина родила долгожданного сына, прислала Ивану семейное фото.
Многодетный отец с фронта отправлял домой письма-треугольники и открытки: «Добрый день вам всем, дорогая семья. Моя жена Галя и дети Тамуся, Любочка и сын Юрочка. Шлю я вам свой горячий привет и сообщаю вам, что я жив пока и здоров».
Но однажды вместо письма бабушка получила горькое извещение: в марте 1944 года Иван Андреевич умер от ран в госпитале.
Еще до окончания войны Гале выдали офицерскую книжку, по которой она смогла получать дополнительный паек на детей, пенсию. Забота о браке оказалась не напрасной.
Имя Ивана Мединцева занесено в Книгу памяти РТ и высечено в списках у елабужского Вечного огня, а его письма семья передала в музей.
Старая пластинка
Еще один дед, Сапожников Константин Александрович (1914-1988), был ровесником Ивана. К счастью, уцелел на войне и вернулся домой.
Служил танкистом, получил ранение в ногу, после госпиталя снова вернулся на фронт. На танке дошел до Берлина.
Война завершилась, семьи радостно встречали героев-освободителей. В Елабуге Константин Александрович 23 года был начальником ГАИ. Каждый год 1 мая, в День весны и труда, надев ордена и медали, возглавлял парад мотоциклистов.
Внукам рассказывать о войне не хотел, но активно вел переписку со своими однополчанами, беседовал с ними по телефону. У него долгие годы хранилась пластинка со схемой Курской битвы на футляре. Видимо, участники битвы поддерживали связь, ему это было очень дорого.