Как “фестивальные” технологии, методики и проекты внедряются в школьную жизнь, рассказали участники форума.
Фестиваль яркой кометой врывается в жизнь учителя, и оставляет заметный след. Вдохновение, энтузиазм, желание претворять в жизнь свежие идеи и использовать на уроки зарубежные технологии и авторские методики – вот с таким букетом встречает педагог новый учебный год. Но самое интересное то, что происходит потом...
«О фестивале учителей я узнала случайно. Сразу поняла, что это прекрасная возможность во время отпуска посетить уникальное событие и окунуться в пространство общения, развития и просвещения.
Удалось посетить не менее 8 мастер-классов и тренингов, познакомиться с замечательными педагогами. Особый восторг вызвал мастер-класс Аллы Головенькиной из лицея «Иннополис» «Конвергентный подход в обучении». Полезным для каждого был мастер-класс «ООП – траектория движения образовательной организации к достижениям требований ФГОС» Ирины Погвиновой, одного из авторов-разработчиков ФГОС. Не менее продуктивным оказался тренинг «Управление проектами в образовании» Кирилла Заведенского и Елены Матвиюк (проектный офис «КосмОдис»). Только ради этого уже стоило приехать в Елабужский институт КФУ.
В рамках фестиваля запущен уникальный проект «Здоровый учитель», специалисты семейной клиники «ТАНАР» провели 18 лекций и заставили задуматься о своем здоровье.
Благодаря фестивалю я вновь получила шанс побывать на мастер-классе замечательного бизнес-тренера, фасилитатора и социолога Андрея Крылова. В этот раз занятие стало путеводителем по миру играм и игрофикаций.
Три невероятно продуктивных дня я провела в кругу профессионалов, увлеченных людей, любящих своих учеников и болеющих за свое дело.
После фестиваля вернулась в «родные пенаты» окрыленной, воодушевленной и с горящими глазами. Многое из того, что было представлено на площадках фестиваля, я взяла на вооружение. Мы с коллегами адаптировали отдельные механики под свои события. В августе прошлого года собрали команду и организовали «Игру в науку».
В апреле, во Всемирный день здоровья, мне удалось воплотить давнюю мечту: создать пространство для спорта, отдыха, развития и развлечений наших педагогов. Этим пространством стал фестиваль «Здоровый педагог». Образовательный блок был выстроен на примере проекта фестиваля «Здоровый учитель». Я была организатором, ведущей, участницей мастер-классов и соревнований по стрельбе, судьей игр в волейбол, да и сама с удовольствием играла.
Благодаря созданному коммуникационному пространству Международного фестиваля школьных учителей мне удалось привлечь спикеров и на свои образовательные события. Это особенно здорово, так как для избалованной публики новые лица являются хорошим стимулом к развитию. Я искренне признательна команде фестиваля за возможность видеть перспективы.
Самые положительные эмоции, мотивация к собственному развитию, позитив, заряд энергии, новые идеи, восторг – все это результат участия в программе IX Международного фестиваля школьных учителей. Преимущество этой площадки в том, что у педагогов есть возможность познакомиться не только с системой работы специалистов в образовании из ведущих вузов страны и зарубежья, но и включиться в обсуждение, наработать полезные связи и пообщаться с потрясающими людьми.
Уже два года подряд я принимаю участие в фестивале. Собираюсь и в третий».
Анна Самоделкина, учитель истории школы №1 п.Игра, Удмуртия
«Пройти Летнюю педагогическую школу в рамках Международного фестиваля школьных учителей мне порекомендовал научный руководитель. Прочитав программу, я заинтересовался и решил принять участие. В лагере «Буревестник» Елабужского института КФУ собрались ребята почти из всех крупных городов России, и нам было, о чем поговорить. Мы быстро подружились и стали как одна целая семья.
Мастер-классы давали преподаватели из России, США и Германии. Особенно понравились тренинги, которые проходили в подвижном и интерактивном формате. Даже новая тема объяснялась весело, задорно, в движении, с играми и нестандартными действиями.
Атмосфера была теплой и приятной. Что важно, осталось много контактов, которые в будущем позволят взаимодействовать и сотрудничать.
Вернувшись в Саратов, на педагогической практике я использовал показанные на мастер-классах технологии, правда, на совсем другом теоретическом материале: с биологии перешел на физику. Урок в необычном формате заставил школьников проявить активность, и ребята сразу откликнулись, были довольны и счастливы».
Александр Покотило, студент СГУ им.Чернышевского, г.Саратов
«Мне повезло побывать на международном фестивале учителей в прошлом году. Мастер-классы, лекции, круглые столы заразили позитивом и дали возможность перенять частичку колоссального опыта российских и зарубежных модераторов. Это мастера своего дела, профессионалы, которые влюблены в свою работу, ученые-исследователи и авторы научных статей. Также приезжали коллеги с разным педагогическим стажем, интересными идеями.
Я и мои коллеги из Оренбурга были очень довольны тёплым приёмом, уютной обстановкой. В Елабужском институте КФУ созданы все условия, чтобы окунуться в получение новых знаний и опыта. Я посетила множество мастер-классов и лекций, по максимуму и с удовольствием применяю «фестивальные» технологии и методы в своей работе.
Запомнилась лекция нейропсихолога, психолога и руководителя психологической службы семейной клиники «ТАНАР» «Синдром эмоционального выгорания», ведь это очень острая проблема в педагогике. Учитель – это образ жизни, он живёт работой, посвящает себя ей, каждый день он взаимодействует с детьми, коллегами, родителями. Постепенно стирается грань между личной жизнью и работой, которая ассоциируется с предназначением, миссией. Учитель возлагает на себя большую ответственность, предъявляет к себе высокие требования.
Лектор дала несколько рекомендаций, как избежать эмоционального выгорания, и я стараюсь придерживаться их. В списке ряд простых правил: наслаждаться жизнью; побольше бывать на свежем воздухе; поменьше реагировать на всю действительность в целом; думать о хорошем; чаще улыбаться; правильно питаться и ложиться спать пораньше.
Все мастер-классы были хороши по-своему. Впечатлила научно-образовательная акция «Ночь науки». Поездка оставила много впечатлений и целый багаж методик. Надеюсь, в этом году вернусь на фестиваль снова».
Кристина Чугурова, учитель начальных классов школы №86 г.Оренбурга
«Фестиваль расширил горизонты, дал стимул для развития в своей профессии в горизонтали. Откровением были мастер-классы Андрея Крылова о модерации и фасилитации. Переложив его технологии на свои уроки физики, усовершенствовала работу с сильными классами. Например, при изучении темы «Трение» мы с ребятами рассматриваем плюсы и минусы стороны трения, потом задаемся вопросами, действительно ли это минусы? Затем говорим о том, как можно усилить или уменьшить один из плюсов или минусов.
Очень пригодился мастер-класс об эмоциональном интеллекте и о том, как правильно хвалить учеников: стали понятны механизмы работы, получены пошаговые инструкции.
Модератор Звонимир Ибришевич показал, насколько красив наш язык, и теперь со своими учениками я стараюсь говорить без сленга, используя по возможности литературный язык, а не технический, называть все устройства и радиодетали правильно».
Лилия Даминова, учитель физики школы с.Чаллы, Азнакаевский район, Татарстан
«Поздравляю фестиваль с 10-летием! Я «бывалый» участник, но каждый новый фестиваль становится откровением и открытием. Всегда возвращаюсь в школу, полная идей. Разбираю ворох конспектов, отмечаю, как можно применить увиденное на уроках.
Одой из самых значимых для меня стала методика по составлению технологической карты, разработанная учеными Елабужского института КФУ. Опираясь на нее, я провела очень много уроков, участвовала в различных конкурсах, занимая первые места. Все эксперты в один голос твердили, что это прекрасная схема, понятная и доступная. Я с удовольствием делилась ею с коллегами, выступала на семинарах методического объединения.
Каждый мастер-класс принес пользу. Например, активно использую технологию проблемного обучения, книга Махмутова стала для меня хорошим подспорьем, в том числе в подготовке к конкурсным урокам.
Мастер-класс Ирины Головановой про «правильную» похвалу и критику на уроках для меня был новинкой, несмотря на пять лет работы в школе. Ее советы из области психологии очень пригодились.
Еще в своей гимназии я организовала кружок по свободному чтению по методике Натальи Свириной из Санкт-Петербурга. Модератор представила свою методичку и список литературы, которую можно читать с подростками по различным темам. Мы разбирали со старшеклассниками произведения вне школьной программы, и это что отлично помогло в подготовке к экзаменам».