Что в приоритете 215-летнего университета, куда он движется и каково будущее его студентов? Об этом на площадке «Научного десанта КФУ» в Елабуге рассказал ректор Ильшат Рафкатович Гафуров. Если вам не удалось побывать на публичной лекции, воспользуйтесь кратким конспектом «Uniвести» с цитатами спикера.
Сможете ли вы назвать компанию, легендарный бренд, которому более двух веков? Вряд ли. Даже известные фирмы-долгожители существует всего около ста лет. Любая организация, как живое существо, рождается, переживает период расцвета, стареет и умирает. Время жизни определятся тем, насколько востребован производимый продукт. Учтем, что его свойства должны меняться со временем, ведь технологии развиваются, а потребности общества растут.
«Университеты живут долго. Казанский федеральный университет отметит 215 лет с момента основания. То, что он существует так долго и все время держится в топе, доказывает, что генерируемый университетом продукт востребован. Люди всегда стремились получить знания, чтобы использовать их и добиваться новых результатов».
В 1804 году наш университет был создан Александром I специально, чтобы охватить всю восточную территорию империи. Университет использовался для скрепления народа страны так же, как и религия. Ведь через образовательные программы, особенно воздействуя на юные души, легче донести миссию и задачи государства.
Как и наша страна, на протяжении истории университет переживал разные этапы. Он закрывался во время революции 1917 года, а затем открывался и успешно развивался снова – ведь новому государству требовались квалифицированные специалисты. На основе университетских кафедр зарождались ныне существующие вузы: химико-технологический, авиационный, медицинский.
«Университет удостоен ценных наград: ордена Трудового красного знамени и ордена Ленина, Знака Почета. Это важная оценка работы ученых и профессорско-преподавательского состава».
В 2010 году был принят закон РФ об объединении семи независимых вузов и создании федерального университета. Присоединение происходило поэтапно до 2016 года, когда в состав университета вошли три медицинских учреждения.
«Сегодня КФУ обладает самой большой клиникой в составе классического университета в России: 870 стационарных мест, «закрепленный контингент» – 44 тысячи жителей Татарстана. И первые лица республики тоже обслуживаются университетской клиникой».
Казанский федеральный университет участвует в федеральном проекте 5-топ 100, цель которого – вхождение пяти российских университетов в сотню лучших вузов мира.
«Однажды в Экспертном совете меня спросили, кто из ученых КФУ самый цитируемый. Такой показатель используется научным сообществом, чтобы определить ценность результатов исследований. Если на тебя ссылаются, значит, это важно и другим. Я ответил, что не могу выделить никого из коллег – многие достойны и могут обидеться. Но хочу назвать двух бывших студентов, которые уже не обидятся. Один из них Владимир Ульянов (Ленин), другой – Лев Толстой. Они и поныне цитируются во всем мире. Но уже тогда качество образования было настолько высоким, что ни один из них не сумел получить диплом Казанского императорского университета».
6 ноября был опубликован рейтинг Times Higher Education (THE), где в предметной области «Образование», к которой имеет прямое отношение Елабужский институт, КФУ занял 94-ю строчку в мире и 1-ю – в Российской Федерации.
Приоритетные направления созданного университета выбирались на встречах с коллективом и «мозговых штурмах». Одними из первых стали биомедицина и фармацевтика, ведь они связаны со здоровьем. Люди стремятся жить долго и качественно, требуются новые лекарства от болезней. В этом году нашумевшим открытием КФУ, о котором говорили федеральные СМИ, стало создание биоразлагаемых имплантов для сердца. Пока разработки тестируются на животных.
Кроме того, приоритетами университета являются инфокоммуникационные и космические технологии, перспективные материалы, комплексные социо-гуманитарные исследования, а также нефтедобыча, переработка и нефтехимия. Эти направления востребованы обществом, экономикой и государством. Они соответствуют утвержденной президентом стратегии научно-технологического развития России до 2035 года.
Новая модель, которую КФУ начал реализовывать год назад, – «Цифровой университет». Он предполагает перевод всех образовательных программ в «цифру» и изменение тематики научных исследований.
«Жизнь поменялась, и мы не можем жить критериями прошлого столетия. Мы сами должны учиться новому и учить этому студентов. Меня часто спрашивают: какую роль будут играть наши выпускники? Ответить не просто. Прогнозы говорят, что скоро не понадобятся бухгалтера, медики. Но, честно говоря, никто точно не знает, что будет востребовано. Потому что развитие идет стремительно. Главное, чтобы студенты умели коммуницировать, были открыты, обладали знаниями сверх своих предметных областей, и могли быстро адаптироваться к изменяющейся среде. Можно учиться новой профессии в 20, 30 лет, но когда тебе 60, то осваивать новое уже не так легко. Поэтому навыки непрерывного обучения, адаптации должны быть заложены со студенческой скамьи».
Современные технологии проникли во все сферы жизни. Отсканированная фотография легко превращается в портрет кисти художника. Человека можно разбить на части и собрать его модель. Пока сложно дойти только до мозга, но ученые над этим уже работают.
«Какова будет роль человека в расцвет эпохи искусственного интеллекта? Возможно, сейчас человек совершает свое последнее открытие. Обществу нужно задуматься над этим и найти ответ на этот вопрос».
Сегодня многие говорят о редактировании генов. Можно удалить наследственные заболевания навсегда или создать человека с определенными параметрами и качествами: ростом в два метра, неизменно побеждающего в соревнованиях по баскетболу. Пока эта сфера под запретом, но за этим будущее.
Елабужский институт КФУ является активной площадкой для подготовки педагогических кадров, в том числе воспитателей и учителей полилингвальных комплексов Татарстана. КФУ включает лицей им.Лобачевского и IT-лицей, которые входят в топ-100 лицеев РФ. В следующем году университет откроет детский сад для социализации детей с аутическими расстройствами. И все это – основа для исследований в области образования и раскрытия научного потенциала.
«В любом деле мы должны исследовать мировую практику и пытаться адаптировать, трансформировать все лучшее, и, опираясь на это, создавать новые технологии».
Подводя итоги, ректор отметил, что рейтинги были созданы несколько десятков лет назад для объективной оценки вузов, необходимой обществу и выбирающим жизненный путь абитуриентам.
«Мы входим в один процент лучших университетов мира, потому что отвечаем на вызовы времени».