На очередном заседании Школы экскурсоводов заведующий учебно-научной лаборатории «Мониторинг и охрана птиц» ЕИ КФУ и Музея природы национального парка «Нижняя Кама» Ринур Бекмансуров презентовал свой фильм «Шишкинские места близ Елабуги». После просмотра Ринур Хадиярович осветил ряд вопросов, возникших в ходе обсуждения фильма.
Как рождался фильм
Сначала я пытался выяснить, где находятся шишкинские места. Увлекся этой темой вслед за краеведами, уже проделавшими этот путь. Начав работать в национальном парке 14 лет назад, почти одновременно стал изучать тему шишкинских мест, сравнивал выводы казанского журналиста, первого исследователя этих мест Юрия Фролова, с действительностью. В чем-то соглашался с ним, иногда находил несостыковки. Например, он утверждал, что картины «Кама близ Елабуги», «Разливы рек, подобные морям» написаны с Елабужского городища. Но там никогда не было такого спуска к Каме, как изображено у художника, поэтому я перенес видовую точку на несколько километров на запад, за село Танайка.
В 2007 году выступил на Международной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина. Признался, что плохо разбираюсь в живописи, в различных тонкостях и деталях, стилях, но неравнодушен к ней и увидел в Шишкине то, что он оставил нам не только художественное наследие, но и экологическое: изобразил в своих картинах экологическую обстановку 19 века.
Идея от Леонида Парфенова
Я решил снимать фильм в стиле Леонида Парфенова: нахожусь в кадре, рассказываю, поскольку нанять актера и каждый раз каждый раз вывозить его на съёмки, когда у меня появится время, было бы сложно. Вот и делал все сам. Конечно, не все получалось с первого раза. Встаю в кадр, начинается ступор, делаю десятки дублей и вновь гублю снятые кадры. К некоторым местам приезжал по 5-6 раз. Не всегда нравилось освещение, облака на небе, ветер. Хотелось представить природу елабужских окрестностей в лучшем свете. Многое пришлось выбрасывать, даже целый сюжет, посвященный изготовлению офортов. В общем для меня это оказался очень тяжелый труд. 100 раз пожалел, что взялся за него. В 2016 году большинство кадров переснял, переделал. Потихоньку, с помощью неравнодушных людей все это как-то соединилось. Огромное спасибо за помощь Елабужской службе новостей, в особенности Рузилю Загирову за монтаж, а также Александре Дружининой за чудесную музыку к фильму.
В целом фильм задумывался как экскурсия, как путеводитель с использованием специальных принципов расследования (сравнение, сопоставление деталей). Все максимально открыто, чтобы любой человек мог пройти маршрутами художника, попытаться сделать свои собственные сравнения и выводы.
«Рожь»
На конференции 2007 года искусствовед до меня рассказывал, что видит в этой картине символы православных храмов, возвышающихся над полем. Я попробовал по-другому преподнести увиденное. Кроме того, что это восхитительный пейзаж, здесь видны остатки некогда коренного леса как результат подсечного земледелия. Говорил и о других картинах с экологической точки зрения. Было неожиданно, но аудитория аплодировала, подходили потомки Шишкина, одобряя мою трактовку. Это меня тогда очень вдохновило. Но публиковать текст не торопился, поскольку многие картины не видел воочию. Оказалось, был прав. Даже в названии картин нашлись ошибки. В декабре прошлого года съездил в Пермскую государственную галерею и увидел, что в экспозиции присутствует елабужское название - «Танаевский бор», а Интернет до этого выдавал другое название этой картины. То есть нужно бывать и в музеях, смотреть, сравнивать. В прошлом году этот пробел восполнил, побывав в Третьяковской галерее, Русском и других музеях.
И все же фильм - это внешняя сторона моих исследований по изучению творчества Ивана Шишкина. В нём многого не скажешь, главное – добиться определенного впечатления.
Природа восстанавливается, если ей не мешать
Многих сегодня волнует судьба Танаевского леса. Этот лес был восстановлен после обширных рубок, произошедших здесь, видимо, в конце XIX - начале XX веков. Восстановление началось еще в предвоенные годы и продолжилось после Великой Отечественной войны. Надо отдать должное стараниям лесоводов - лес восстановлен в границах, известных по картам начала XIX века. Но посадка монокультуры (сосны обыкновенной) привела к тому, что природа сама вмешалась в цикл развития этого леса. Ряд участков заражен сосновой корневой губкой, передающейся от дерева к дереву. Это гриб, который поселяется на корнях сосен и вызывает иссушение дерева. Но не стоит пугаться: пройдет какое-то время и природа самовосстановится, если ей не мешать. Главное - сохранить целостность территории. Уже сейчас мы видим, что на тех участках, где выпадает сухостой, постепенно формируется естественный лес, состоящий и из других пород деревьев. Чем многообразнее будет породный состав деревьев в лесу, чем больше компонентов в лесной экосистеме, тем она устойчивее.
Про исландское молоко
Недавно видел передачу про фермеров Исландии. Они жаловались, что их продукция после того, как вблизи ферм построили мусоросжигающий завод, перестала продаваться. Более того, они сами свое молоко пить не могут. Видимо, оно имеет химические примеси. Говорили они и об увеличении онкологических заболеваний. Для меня эта тема очень болезненная. Я вижу, сколько людей страдает от онкологии, причем молодые тоже заболевают и умирают. Это страшно. Человек своей деятельностью часто сам себе «роет могилу». Но это отдельная большая тема для разговора.
Почему – биофак?
Это сложный вопрос. Я долго «искал себя», хотя к биологии у меня было предрасположение. Когда в школе составляли список, кто куда будет поступать, все про себя все знали, только у меня стоял прочерк. В итоге без особой уверенности пошел поступать на биофак КГУ. Математику знал хорошо, но сдал на тройку. Видимо, получилось что-то типа отравления знаниями: смотрю на примеры, которые раньше щелкал как орехи, но что-то заклинило, и я не смог их решить. Не поступил, учился токарному делу, работал на Елабужском арматурном заводе, ушел в армию, после армии уже не захотелось куда-то уезжать, тем более что биофак открылся в Елабуге.
Работал в институте на кафедре философии (перевестись на кафедру биологии, к сожалению, не удалось), в милиции в качестве эксперта-криминалиста, учителем биологии в школе, с 2003 года - в национальном парке. В первые же годы работы в «Нижней Каме» познакомился с приехавшими к нам орнитологами из Нижнего Новгорода - Сергеем Баккой и Надеждой Киселёвой. Это была судьбоносная встреча, изменившая мою жизнь: я увидел целое направление для работы, понял, чем можно заниматься в области орнитологии.
Научные приоритеты
Приоритеты мои сегодня такие: хотелось бы свои научные результаты по любимым птицам, орлам, превратить в диссертацию. Их изучением занимался последние десять лет, пять из них потратил на изучение гнездования, проблемы их жизни в пределах Татарстана и частично на сопредельных территориях. Огромное спасибо Министерству лесного хозяйства, поддержавшему эти исследования. Материала много, нужно его обработать, превратить в цифры, печататься. У меня в основном исследовательский сезон заканчивается поздней осенью. Но и после этого времени не хватает. Например, прошлая осень и часть зимы ушли на создание фильма, отнявшего колоссальное количество времени, но не хотелось останавливаться, бросать начатое на полпути. Много времени отнимает зарабатывание денег, которые в большинстве своем вновь уходят на исследования. До сих пор одним из пунктов пополнения моего семейного бюджета является работа на стройках.
Вместо вывода
Мне кажется, фильм на сегодняшний день очень актуален. В нём скрыт определённый подтекст. Хочется, чтобы мы ещё долго могли любоваться шишкинской природой, шишкинскими сосновыми опушками. Но всё находится в постоянном изменении, в котором главным двигателем является человек. Стремительно происходят изменения ландшафтов, теряется великолепие природы, которую воспевал художник. А ведь именно с шишкинской природой ассоциируется Елабуга. Художник и воспетая им природа должны по-настоящему стать «мерилом» в принятии решений, связанных и с градостроительством, и с развитием промышленности. Без этого «мерила» шишкинскую природу не спасти, и она останется лишь на полотнах великого художника.
Беседовала Мавлида Сираева
Источник информации: «Uniвести», газета Елабужского института КФУ