В 2016 году в издательстве «Магариф-Вакыт» вышли «Избранные труды» М.И. Махмутова, подготовленные к изданию его близкими людьми и коллегами.
2-й том семитомного издания посвящен «Интеллектуальному потенциалу общества». Сюда вошли статьи М.И. Махмутова почти за 20 лет постсоветского периода, основной идеей которых является поиск путей развития интеллектуального потенциала общества через преодоление иждивенческой психологии, особенностей в менталитете и мышлении россиян путем подъема образования, духовности, профессионализма и религиозно-нравственного воспитания. Предлагаем для ознакомления фрагмент третьего раздела «Национальное образование и воспитание».
Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. — Казань: Магариф — Вакыт, 2016. — Т.2: Интеллектуальный потенциал общества: менталитет, образование и воспитание / сост. Д.М. Шакирова. — С. 192-193.
«…Тут тоже есть проблема. В сознании современного поколения людей человек — высшее совершенство Природы, общества. «Человек — звучит гордо» (М. Горький), человек — высшее творение Бога. Но не односторонняя ли это оценка человека? Не фетиш ли? Не за эту ли наивность жизнь бьет нас беспощадно? А ведь древние мыслители предупреждали нас об излишней эйфории по поводу нас самих. Не щадили собственное самолюбие римляне, говоря правду о себе. «Нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть» (Плутарх). «Мы должны вынести над собой один и тот же приговор: «мы злы, были злыми и будем злыми» (Сенека). И не только римляне. «Все люди — словно братья-близнецы, И все они злонравья образцы», — заключает знаменитый арабский поэт Аль-Маари.
И в наше смутное время на поверку оказывается, что человек, как плотоядное, может быть более жестоким, чем зверь, он может быть коварным и злым. Вся история человечества — свидетельство того, что мы не совсем обоснованно обожествляем сами себя, забывая, что мы лишь часть природы. И чем совершеннее ум человека, чем больше он открывает тайн природы, тем страшнее становится. Не случайно то, что XX столетие стало самым жестоким в истории нашей планеты — две мировые войны с применением адской техники убиения унесли жизни сотен миллионов ни в чем неповинных людей.
Педагоги чаще внушают детям смысл слов правда, справедливость, щедрость, равенство и т.д. Это имеет глубокое воспитательное значение. Но не односторонний ли это подход? Меньше знают дети о том, что такое зло, у них складывается впечатление, что зло приходит к людям со стороны, «от другого человека». Помогает ли это детям «познать самого себя»? Убежден, что не помогает. Почему мы забываем, что зло, зависть, стремление к власти над людьми, жадность, корыстолюбие, честолюбие, жестокость, лицемерие, лживость и другие порочные качества сидят в самом человеке? Ведь об этом люди стали писать как только научились письменам, об этом говорится во всех священных писаниях. К сожалению, зло в человеке остается и сегодня, несмотря, как мы полагаем, на высочайший уровень нашей цивилизации.
Как научить человека подавлять в себе все дикое, звериное, все инстинкты «чистого» дитя природы? Как научить человека управлять своим мышлением, своим поведением?
Над решением этой вечной задачи бьются и ученые и практики. Педагоги разрабатывают проблему формирования «позитивной Я-концепции» человека, пытаясь научить его понимать свое бессознательное. Подавить зло человеку могут помочь только знание и воспитание. Даже при этом не всегда человек может преодолеть зло в себе. Верно говорит известный режиссер Андрей Кончаловский: «Большинство не может этого сделать до конца своей жизни». Так что, рассматривая вопросы воспитания в человеке человеческого, нельзя забывать о том, а кто же он есть на самом деле. Поэтому решение многих практических проблем зависит от теоретического осмысления того, что мы видим в самой жизни, а также от решения более общих вопросов, имеющих методологический характер».
Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»