Danilov Andrew V.. Общие сведения. Персональная страница сотрудника КФУ. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Danilov Andrew V.

5. Условный оператор

0. Введение

В данном разделе будет дана информация о условной конструкции в программировании, а также команды и операторы для p5.js, которые помогут реализовать условный переход.

1. Что такое "условие"?

Все ранее рассматриваемые программы имели линейную структуру: все инструкции выполнялись последовательно одна за одной, каждая записанная инструкция обязательно выполняется.

Однако, при программировании каких-либо процессов часто возникает ситуация, когда дальнейшие действия зависят от опеределенной ситуации, иначе говоря, условий. В таких случаях необходимо использовать условные конструкции.

Смысл условной конструкции заключается в следующем: в определенном участке кода указывается выражение, которое необходимо проверить на "правильность". Это и есть условие. Если выражение правильно (другими словами, условие выполняется), то выполняется одна ветка команд. Если же условие не выполняется - выполняется другая ветка. Вот и все.

Такая конструкция является основой для многих языков программирования является основой функциональности.

Рассмотрим рисунок и дадим комментарии.

2. Условный оператор в p5.js

Для описания условной конструкции в языке p5.js применяется операторы if  ... else. Напишем код с этими операторами и объясним:

if (x>5)

{x=x+1

}

else

{x=x-1

}

Здесь:

  1. Служебное слово if объявляет о начале условной конструкции.
  2. В скобках пишется условие на проверку, в нашем случае, больше ли x чем 5
  3. Далее, после условия, в фигурных скобках пишется список действий, который выполняется в случае правильности условия. Иначе говоря, если до этого в программе значение переменной x приняло значение 7, то выполнялись бы именно эти действия (т.к. выражение "семь больше пяти" является правильным )
  4. Далее, после описания действий при выполнения условия, пишется слово else, а в фигурных скобках  пишется список действий, который выполняется в случае неверности условия. Иначе говоря, если до этого в программе значение переменной x приняло значение 4, то выполнялись бы именно эти действия (т.к. выражение "четыре больше пяти" является неверным). 

2.1. Практическое применение

Для того, чтобы попробовать использовать условный оператор в полевых условиях, предлагаю решить одну задачу.

В одной из прошлых частей мы рассматривали анимацию круга. Мы двигали круг в одну из сторон, однако мы пренебрегали тем, что круг может выйти за границы канвы и ... больше не вернутся.

Предлагаю записать код данной задачи и модифицировать его.

 

Для этого просмотрите видео Дэниэла об условном операторе и составьте свою собственную программу.

Дополнительное задание - заставить шар двигаться по диагонали и "отскакивать" от всех четырех стен.

Work address: 2 Tatarstan Str., Kazan, Building #33
Office number: 327
E-mail: tukai@yandex.ru
Google scholar: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=bzC4HHoAAAAJ
ResearchGate: https://www.researchgate.net/profile/Andrew_Danilov
Experience:
 11 years 3 months   from 02.09.2013
Scientific and pedagogical experience:
 11 years 3 months   from 02.09.2013
General experience:
 13 years 8 months   from 05.07.2010
Experience in KFU:
 5 years 6 months   from 02.09.2013