29 мая 2024 года на Международном форуме по педагогическому образованию прошло заседание Симпозиума «Мигранты в образовании: от проблем – к решениям». Актуальная для всего мирового сообщества XXI века проблема мигрантов решалась на научно-теоретическом и практическом уровнях. Модераторами сессии выступили зав.кафедрой начального образования доктор педагогических наук, профессор Закирова В.Г., кандидат филологических наук, доцент Хайрутдинова Р.Р. Ведущий эксперт на международном симпозиуме – известный российский ученый, автор учебных пособий для детей-мигрантов, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ по научной работе, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ, профессор кафедры культурологии, доцент, доктор исторических наук Омельченко Е.А.
Выступления участников симпозиума стали предметом горячих споров и обсуждений. Прежде всего, стоял вопрос об обучении мигрантов русскому языку. Какие технологии, актуальные методики и действенные практики нужно выбирать для успешного обучения школьников-мигрантов русскому языку? Об этом говорили в своих докладах ученые из России и Узбекистана.
Н.К. Габдрахманов в своем выступлении раскрыл проблемный вопрос "Насколько успешны студенты- мигранты?". Докладчик обратил внимание на молодежную миграцию, это 18- летние молодые люди. «Являются ли приезжие студенты группой риска?» - это главный вопрос, стоящий в центре исследования. Сделан анализ по двум факторам: успеваемость и отсев студентов. Наблюдается большой отсев студентов-мигрантов, обучающихся по точным наукам.
З.Ф. Юсупова раскрыла особенности тестирования мигрантов на знание русского языка. С 2015 года проводится экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Был сделан анализ наиболее типичных ошибок, которые допускают мигранты в своей речи. Один из способов решения проблемы - пройти обучение по подготовке к экзамену, заниматься – самостоятельно с использованием онлайн-курсов, чтобы подготовиться к тестированию по русскому языку.
В.Г. Каримова раскрыла проблему ограничений в использовании русскоязычных методик тестирования детей- мигрантов на знание русского языка. Оказалось, что не все русскоязычные методики и опросники подходят для обучения детей-мигрантов.
Л.А. Камалова на примере интерактивного учебного пособия для детей- мигрантов «Говорим по- русски» рассказала о том, как использовать язык-посредник в обучении русскому языку детей- узбеков через татарский язык. Показаны речевые модели на основе коммуникативной методики обучения русскому языку учащихся-мигрантов.
О разработке стимульного материала для тестирования рискового поведения мигрантов рассказал Р.А. Валиев. О важности особой социокультурной среды для адаптации и социализации несовершеннолетных мигрантов и детей с миграционной историей рассказала А.А. Шевцова. Современные миграционные процессы приводят к новым вызовам в сфере межэтнических отношений. Согласно статистике, число мигрантов в мире увеличивается.
Группа авторов: Р.Р. Хайрутдинова, Б.Н. Абдулахамидова раскрыли в своем выступлении проблему «Русский язык и образование с русскоязычным компонентом в Кыргызстане глазами студентов». О создании психолого- педагогических условий для профессионального самоопределения мигрантов доложила Ч.Р. Громова. Проблему коммуникативного взаимодействия, технологий общения и стратегий взаимодействия русских и таджикских школьников подняли Е.В. Бушина, А.М. Каримова.
Заседание прошло в рабочей, конструктивной, доброжелательной обстановке.