5 декабря 2024 г. состоялась работа секции №1 «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: опыт, проблемы, перспективы» в рамках VI Международной научно-практической конференции «Нигматовские чтения: Гуманистическое воспитание: традиции, инновации и перспективы», посвященной 85-летию со дня рождения З.Г. Нигматова. Секция объединила ученых разных городов и стран, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, формированием общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, национальной и мировой культуры.
Во вступительной речи модераторы секции Фахрутдинова Г.Ж., д.п.н., профессор кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского федерального университета, поздравила всех участников с открытием секции и пожелала творческих успехов.
Тематика выступлений участников была разнообразной и интересной: «Вопросы воспитания духовно-нравственных качеств у студентов»- УсуповаЧ., д-р.филос.наук, доцент, Сатыбалдиева Р., канд.филос.наук, доцент (Кыргызский государственной медицинской академии им. И. К. Ахунбаева, Кыргыстан, Бишкек); «Роль казахстанской семьи в воспитании к культурному и религиозному многообразию страны» - Сапаров Б.Ж., ст.преподаватель кафедры политологии социально-философских дисциплин Казахского Национального педагогического университета им.Абая (Казахстан, Алматы); «Понятие таланта как интеллектуальная способность в философско-педагогической литературе»- Комилова М.И., канд. филол. наук, зав. кафедрой культурологии Худжандского государственного университет им. академика Бабаджан Гафурова (Таджикистан); «Осмысление понятия «готовность к воспитательной деятельности» - Калацкая Н.Н., канд.пед.наук, доцент ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», (Россия, Казань); «Возрождение казахской культуры: преодоление современных барьеров в сохранении языка» - Мирзатиллаева К.(Куала-Лумпур, Малайзия», студент «Международные отношения и дипломатия» Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, РК, Астана., «Тенденции реформирования высшего образования в Китае – Дэн Тао, канд.пед.наук, преподаватель Цзилинского университета иностранных языков(Чанчунь, Цзилинь, Китайская Народная Республика), «Обеспечение информационной безопасности – залог сохранения здоровья нации» - Минапова Р.Я., аспирант 2 курса кафедры инженерной педагогики и психологии; Хасанова Г.Ф., г. Казань, д-р.пед.наук, профессор,ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»); «Изучение истории родного края как основа патриотического воспитания школьников» - Блохина Д.Ю., учитель МБОУ «Гимназия №107 «Открытие» Ново-Савиновского района г. Казани; Низамова Ч.И., канд.пед.наук, ст. преподаватель ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Россия, Казань); «Этнопедагогическая культура учителя как условие гуманизации отношений участников образовательного процесса» - Николаев В.А., д-р.пед.наук, профессор Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева); «Развитие духовных ценностей студентов средствами национальной культуры» - Хабибуллина Л.К., канд.пед.наук, доцент Набережночелнинского государственного педагогического института; «Педагогические стратегии волонтерской деятельности в формировании нравственной культуры студента» - Брыксина Е.С., старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»; «Этнопедагогический аспект формирования культуры здоровья школьников» - Фахрутдинова Г.Ж., д-р.пед.наук, профессор, Гараева А.Р., магистрант ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; «Исторические предпосылки развития принципа гуманизации как аксиологической основы педагогического образования» - Валеева Р.А., д-р пед.наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»(Россия, г.Казань); Павлов Д.Н., аспирант 2-го года обучения Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; «Развитие эмоционального и духовного интеллекта обучающихся на примерах произведений современной детской литературы» - Мингазетдинова Е.В., Шишмагаева И.А., учителя МБОУ«Костенеевская СОШ» РТ, Елабужский район),); «Әдәби әсәрләр аша экологияне өйрәнү» (Михайлова Ә.М. (РТ, Сармановский район), учитель МБОУ «Лякинская основная общеобразовательная школа»; «Проблемы и способы взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей» -Ренкова Д.А., учитель «Многопрофильный лицей №188 Бионика», РТ, Казань); «Центральная Азия конца ХIХ начала ХХ вв.: взаимовлияние идей образования» - Аханова А.А., преподаватель Университета «Туран-Астана»РК, Астана, докторант Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына); «Роль семьи в формировании у ребенка духовно-нравственных качеств» - Нурахметова Л.М., учитель МБОУ«Большекабанская СОШ им. В.И. Андреева» (РТ, Лаишевский район),); «Студенческий веб-сайт как средство развития патриотизма»- Черниюк О.С., «Ульяновский авиационный колледж — Межрегиональный центр компетенций», Россия, г.Ульяновск)и др.
Доклады, представленные на секции, отличались междисциплинарным подходом и практической направленностью. Участники активно делились опытом, предлагали новые образовательные технологии и подходы к воспитанию гуманистических ценностей. Секционное заседание стало площадкой для активной дискуссии. Например, обсуждались проблемы гуманистической педагогики, толерантность в многополярном мире и языковое различие личности. Авторы докладов цитировали и приводили крылатые выражения из педагогических трудов З.Г. Нигматова о гуманной педагогике. В секции работали авторитетные ученые и практикующие педагоги, учителя школ, которые делились опытом и находили общие точки соприкосновения. Секция завершилась обсуждением проблемных вопросов, участники секции поделились своими впечатлениями о докладах и отметили высокий уровень организации мероприятия уникальную возможность обмена опытом, расширения профессиональных контактов и поиском решений ключевых вопросов современной педагогики. Благодаря разнообразию форматов, конференция не только укрепила научные связи, но и способствовала развитию педагогического сообщества.