31 января 2024 года в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ был проведен семинар по профилактике эмоционального выгорания для учителей – дефектологов. Старший преподаватель кафедры клинической психологии и психологии личности Лаврентьева Анна Вячеславовна обсудила с участниками семинара причины, которые вызывают выгорание, и что нужно делать, чтобы не превратиться в «курицу-гриль».
Эксперты ВОЗ оценили коэффициент стрессогенности педагогической деятельности как 7,2 из 10. Это высокие значения. Стрессогенность связана с особенностями содержания самой деятельности: интенсивное общение, высокая вовлеченность в работу и ответственность за детей, повышенные ожидания от родителей. В сфере специального образования – это еще и отсутствие видимых результатов труда, ведь дети особенные, и порой развитие ребенка и изменения от вложенных усилий не оправдывают лучших ожиданий педагога. Кроме того, трансформации, которые происходят в системе образования, внедрение информационных технологий в обучение, высокая рабочая нагрузка требуют ресурсов от человека, которых не всегда хватает. Перечисленные социальные и организационные факторы выгорания выступают как данность, к которой следует адаптироваться, но что же делать в такой ситуации? Исследования показывают, что человек, который больше опирается на внешние ресурсы, такие, как время, деньги, признание со стороны руководства и т.п., чем на внутренние, имеет больше шансов выгореть. Поэтому выходом из данной проблемы является усиление своих внутренних ресурсов.
Такими ресурсами выступают, в первую очередь, забота о себе, самодоброта, осознание своих потребностей, эмоций, желаний, увлечений и их реализация. Стоит вспомнить свои смыслы и ценности, ради чего вы работаете. Как говорил Ницше: «Если есть ради чего, то можно вынести любое как». В снижении стресса поможет фильтрация полученной информации. Стоит ограничить просмотр ленты новостей, соцсетей, лучше заменить их прогулкой перед сном. В интенсивном темпе жизни создавать моменты, когда ты можешь замедлиться и почувствовать вкус к жизни. Позволить себе более качественно общаться, замечать красоту вокруг, уделять время себе, избегать многозадачности.
На семинаре участники мероприятия попробовали на себе техники осознанности, регуляции своего состояния через дыхание, мышечное расслабление по Джекобсону; обсудили возможные смыслы в работе дефектологов и ценности профессиональной деятельности, самой важной из которых является – любовь к детям!