Об этом говорили на очередной научно-практической конференции «Этнос и культура в межнациональных коммуникациях ХХI века», проведенной на базе детского сада № 25 г. Казани.
Дошкольное образование нуждается сейчас в новых технологиях воспитания. Педагоги дошкольных учреждений должны различать гражданственность, патриотизм, национализм. Патриотизм – это любовь к Родине, гордость за свою Родину и готовность её защищать. Национализм – это извращенный «патриотизм», связан с воспитанием у детей чувства национального превосходства и презрения (ненависти) к представителям других национальностей. Родной язык и национальная культура – это душа народа. Переформатировать сознание людей, воспитанных на чувстве презрения, ненависти к представителям других национальностей, бывает очень трудно. Педагоги и сами иногда восхищаются другой культурой и с иронией отзываются о своей – родной, забывая, что каждая культура уникальна и неисчерпаема по своим нравственным и эстетическим смыслам.
Содержание названных проблем говорит о необходимости развития герменевтических, экзистенциальных технологий воспитания – технологий языковой и национально-культурной антропологии. Всё это должно проходить на фоне масштабной перестройки гуманитарного образования в России, обновления самого общества и культуры его жизнедеятельности.