Почему одарённость и талант – не одно и то же?
На этот вопрос пытались ответить участники 28-й Международной научно-практической конференции 30 января. Конференция традиционно ежегодная, прошла на базе средней школы № 112 по плану Приволжского РНЦ РАО и по плану профессиональной ориентации ИПО КФУ.
Исследователи разных стран мира (США, Японии, Южной Кореи, Китая и др.) обращают внимание на проблемы одарённости, таланта, гениальности, поставленные учителями и наставниками массовых (обычных) школ. Практика показывает, что в школах с отобранными детьми (гимназиях и лицеях) эти проблемы решаются формально.
В работе конференции приняли участие ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Узбекистана, Татарстана. Докладчики обращали внимание на то, что одарённость – это природный дар, который позволяет индивидуальности достигать заметных результатов в какой-либо сфере деятельности; талант – это целенаправленный труд по реализации одарённости, результаты этого труда получают общественное признание (Габдулхаков В.Ф., 2023).
Поэтому показатели ЕГЭ, промежуточной или итоговой аттестации и даже результаты олимпиад не могут служить показателями одарённости и тем более таланта (см.: Одаренность и талант в цифровой среде XXI века // Сборник статей и методических материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. 30 января 2023 г. / Под ред. доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. - Казань: Отечество, 2023. – 379 с.).