В странах Западной Европы (и особенно в странах Скандинавии) бросается в глаза установка людей на нейтрализацию (избегание) стресса (NO STRESS) в повседневном и профессиональном общении, в семье, школе, детском саду. И даже, когда спрашиваешь, какие технологии вы используете в университетах, многие говорят «NO STRESS», то есть бесстрессовые технологии.
Известно, что стресс как ответная реакция организма на перенапряжение, негативные эмоции, межличностные или профессиональные отношения может иметь разные последствия: субъективные (чувство тревоги, вины), поведенческие (опасность инциндента), физиологические (обострение болезней), когнитивные (неэффективная деятельность), организационные (низкая продуктивность).
В настоящее время в образовании растёт состояние стресса, уровень нервно-психических заболеваний обучающих и обучаемых, агрессивных и суицидальных проявлений, спровоцированных непрофессиональной организацией взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Кризис души – это кризис образования: мы наблюдаем дефицит смыслов – на смену традиционному страху смерти приходит страх потери смысла, смысловых горизонтов жизни. Синдром современника, по мнению психологов, это человек, загнанный в угол.
Конечно, образовательный процесс не обходится без естественных или искусственно созданных стрессов и желание педагогов организовать бесстрессовое обучение и использовать для этого специальные технологии – технологии антропологического взаимодействия – вполне понятно.
Технологии предполагают снижение нагрузки и акцент на: 1) поддержке уверенности, несмотря на ошибки, на помощи в преодолении трудностей (без критики); 2) поощрении учебного интереса, любознательности, юмора, находчивости; 3) стимулировании любых усилий обучаемого (ребенка, школьника, студента).
Педагоги-практики понимают, что обеспечить при таких акцентах качество образования (глубину, фундаментальность знаний и способность применять их в жизни) намного труднее, чем при авторитарном (стрессовом) обучении.
Так что же понимать под качеством – качество жизни (эмоционального удовлетворения) или качество самоотречения и самоотдачи (усердного труда)? Запад выбирает первое, а мы?