24 сентября в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций прошла очередная стратегическая сессия преподавателей и представителей медиаиндустрии.
Участниками встречи стали преподаватели и руководство ВШЖМ КФУ, президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции РТ Венера Якупова, а также главные редакторы и представители изданий «Казанские ведомости», «РБК-Татарстан», «Реальное время», «Коммерсант-Казань», журнала «Татарстан», журнала «Казань», газеты «Сувар» и других СМИ. Основные темы обсуждения: профессиональные компетенции студентов, направляемых на практику, форматы сотрудничества в рамках образовательного процесса и мотивация обучающихся.
Горячие споры вызвало обсуждение проблемы мотивации студентов к работе журналиста, понимание границ профессиональной идентичности профессии. Практика утверждали, что исказилось понимание самой сути журналистики, и почти утрачена важность работы информационных медиа.
- Студентам важно продвигать сегодня личный бренд, - начала диспут директор издания «Реальное время» Анна Саушина. - Для этого они отлично умеют пользоваться социальными сетями. Да, они сегодня хорошо пишут посты для соцсетей, публикуют информацию о своих увлечениях и хобби, умеют вести блог, работать с современной аудиторией. Зачастую они приходят даже более подготовленными, чем действующие журналисты, т.к. умеют качественно и быстро работать с: фото, видео, монтажом, использовать искусственный интеллект, но за всем этим кроется проблема – они не так хорошо пишут тексты для медиаформатов». Анна отметила, что ее издание охотно берет студентов на стажировки, отбирает и набирает их на работу, но сталкивается с ситуацией, когда начинающему специалисту тяжело дается анализировать информацию, вникать в новые для них темы, вычленять важное и формулировать грамотные полезные для общества тексты из-за чего действующим практикам приходится не легко.
-«Ушло время, когда практики могли бы тратить время на подготовку молодых журналистов», - сказала Венера Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости». По словам редактора, нынешние студенты не хотят быть знаменитыми журналистами, они низко мотивированы. Большинство хотят сразу высокие гонорары, не имея навыков работы с людьми, темами, текстами.
Поступило предложение по внедрению обязательного обзора прессы в рамках работы со студентами. Предложения приняты в работу. Главный редактор газеты «Сувар» Ирина Трифонова отметила, что есть проблема в начитанности студентов и их кругозоре.
- «Конечно, раньше мы хотели быть журналистами, горели этой мечтой и ровнялись на лучших мастеров пера, а сейчас у студентов совершенно другие кумиры и видение мира. Но мы понимаем, что все равно работа журналиста в первую очередь начинается с умения писать тексты. Написание текста – это фундамент всей журналистики, освоив который студенты могут успешно работать как в печатных изданиях, так и в телевидении», - отмечает и.о.заведущего кафедрой ТПиЦК Р.В. Даутова.
- «Не секрет, что идет системный кризис и трансформация всей медийной сферы, - сказала и.о.декана ВШЖМ Ю.В. Андреева. - Трудоемкость и сложность работы журналиста сегодня не соизмерима с оплатой и уровнем престижа профессии. То, что происходит сейчас с журналистикой надо воспринимать как данность и искать способы настройки на будущее. На новую эпоху цифрового мира, новые возможности. Да, поколение современных студентов привыкли к самостоятельному формированию информационного поля, они вырабатывают удобные им стратегии работы с контентом. И здесь важно чему-то учится и у них, понимать их стиль восприятия информации. Через студентов современные редакции как раз смогут настроить эффективную работу с молодежной аудиторией.»
Все участники дискуссии пришли к пониманию, что у журналистики в современном мире важная миссия и от уровня управления информацией зависит порой безопасность нашего мира. А значит, повышается требования к подготовке сотрудников профессиональных медиа.
От редактора популярного журнала «Казань» Альбины Абсалямовой прозвучало предложение создавать для студентов площадки для творчества: «Мы можем ваших ребят приглашать в рубрики, проекты, которые запускает редакция и делать это регулярно. Среди множества студентов всегда находятся интересные личности. Нам приятно работать с такими людьми и хочется вкладываться в их будущее.
Для поддержи студентов, их развития и помощи на начале их творческого и профессионального пути прозвучали предложения о создании редакциями молодежных конкурсов для начинающих журналистов, что несомненно окажет влияние на мотивацию студентов к работе, а для практиков – даст понимание заинтересованности студента и выявление лучших из них.