28 сентября в зрительном зале библиотеки собрались участники лектория, два часа шел диалог о интересных и сложных проблемах выживания современного поколения первооткрывателей нового, цифрового мира.
Презентация и.о. декана ВШЖиМ, профессора Юлии Андреевой «Феномен коадаптации человека и ИИ», вызывал немало вопросов, споров и откликов, которые звучали даже по ходу выступления из зрительного зала. Слушатели откликались на рассказ об адекватных стратегиях и моделях взаимодействия пользователей и искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект» («ИИ»), «нейросети», «машинное обучение» – эти и подобные термины стали привычными для нашей повседневной речи, - начала выступление Андреева. - Но это не просто «модные слова», это исследовательская область медиапсихологов. Среди наиболее значимых вопросов для нас, адаптация, а вернее взаимное приспособление – ко-адаптация, ко-эволюция двух несовместимых миров: человека и машины.
Проблематике ИИ спикер придал практическую окраску. Речь идет о внедрении новых разработок в обучение, об инициировании исследовательских проектов на базе университета. Так, открылся занимательный парадокс: хотя опрошенные не сознались в установлении эмоционального контакта с чат-ботом, «общение» с ним вызывало у них эмоциональную реакцию.
Будущее уже наступило, и мы погружаемся в этот «дивный новый мир». Насколько глубоким будет такое погружение и каковы его возможные последствия – вот вопросы, которые вызвали оживленную реакцию у собравшихся. Говорилось о психологических эффектах виртуальной реальности, «вживлении» чипов, преимуществах человечества перед ИИ и о многом другом. Но рефреном звучала главная мысль: воспринимать ИИ и другие цифровые технологии, в первую очередь, не как угрозу, а как реальный и уникальный шанс совершенствования личности и общества. Такой неконфликтной парадигме соответствует модель коадаптации. Совместная подстройка человека и нейросети выглядит убедительным вариантом решения узловых проблем цифрового мира – мира, который иногда кажется агрессивным, подавляющим человеческую природу. Развитие как согласованный рост возможностей предстает плодотворной стратегией. Она позволяет превратить проблемные аспекты в факторы самосовершенствования.
Коадаптационная модель высвечивает ключевые «точки роста» в социальной и профессиональной сферах. Для медиаспециалистов, например, актуальными становятся навыки продвинутой работы с ИИ. Если нейросети эффективны в рутинных операциях и обработке больших данных, то за человеком остаются задачи, требующие интуиции, творческого подхода. Неоднозначен коммуникационно-эмоциональный аспект, когда стирается грань между реальностью и виртуальным общением, чувствами и их имитацией. Это было показано еще в фильме «Она», снятом больше десяти лет назад: «Она совсем не компьютер. По сути она личность. Она не слепой исполнитель». Мир эмоций сложен, а молодые поколения могут испытывать трудности с их «считыванием», на что указала лектор. Вот почему одной из заметных примет нашего времени выступает рост внимания к теме развития эмоционального интеллекта как способности ориентироваться в переплетениях эмоциональных состояний.
ИИ может помочь и в выборе оптимального решения. В повседневных областях это становится обычным явлением. Но когда на кон ставится, например, здоровье, сложные этические дилеммы неизбежны. Мне, участнику обсуждения, был важен сам факт постановки социально-психологических проблем по линии «человек – ИИ». Если перенестись с больших абстрактных понятий на уровень нашего университета, нашей высшей школы, то можно сказать, что модель саморазвития, раскрытия своих новых возможностей в ситуации взаимодействия с новыми технологиями в меняющемся медиаландшафте превратится в будет увлекательное и полезное путешествие.