Аннотации докладов участников конференции MathEdu 2024. Часть 2
Капкаева Лидия Семеновна, Тагаева Екатерина Алексеевна (Саранск)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ВУЗОМ
В настоящее время большое внимание на государственном уровне уделяется развитию системы непрерывного образования, базовым механизмом которого является преемственность. Приоритетность и значимость преемственности разных уровней образования неоднократно подчеркивалась во многих нормативно-правовых документах Российской Федерации. Однако на практике все более заметным становится разрыв между средним и высшим образованием в содержании, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. Этот разрыв особенно четко проявляется в процессе обучения математике, все части и разделы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Практика обучения математическому анализу в педагогическом вузе подтверждает недостаточность подготовки выпускников школы к продолжению математического образования, особенно это проявляется в процессе решения задач. У поступивших абитуриентов не сформированы умения работать с задачей, применять анализ, синтез, аналогию и другие методы при поиске решения задачи. Большинство не могут делать выводы и обобщения, приводить примеры по изученному теоретическому материалу, слабо владеют вычислительными навыками, не знают определения и графики основных элементарных функций, их свойств, плохо владеют математической речью и поэтому не могут объяснить выполняемые действия при решении задач и т. д. Таким образом возникает проблема разработки методики и технологии обучения старшеклассников решению задач по алгебре и началам математического анализа с учетом преемственности между школой и вузом. В ходе проведенного нами исследования определены и раскрыты направления преемственности обучения старшеклассников решению задач по алгебре и началам математического анализа: мотивационно-целевое, задачно-содержательное, эвристическое, формирующее, оценочно-рефлексивное. Эти направления реализуются посредством специальных систем задач, включающих три типа: алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические и отвечающих определенным требованиям к их составлению, корректирующим недостатки, связанные с преемственностью между школой и вузом. Методика обучения решению задач, способствующая реализации преемственности между школой и вузом, включает как традиционные методы, формы и средства, так и инновационные, такие как метод проектов, компьютерный интерактивный практикум, задачи на применение компьютерных программ, исследовательские задания и др.
Ковалева Галина Николаевна, Ерилова Евгения Николаевна (Архангельск)
КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
До недавнего времени тема «Комплексные числа» в 10-11 классах практически не рассматривалась или изучалась только в классах с углубленным изучением математики. Но в связи с возможными изменениями заданий единого государственного экзамена, становится актуальным рассмотрение решений задач с комплексными числами. В данной статье рассматриваются причины, приводящие к изучению понятия комплексного числа в школьном курсе математики, приведены примеры заданий, рекомендуемых к решению, изложена важность изучения данной темы в школе для следующей ступени обучения будущих выпускников.
Коняева Юлия Юрьевна (Донецк)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИСТСКОГО ПОДХОДА
В статье раскрываются особенности подготовки бакалавров физико-технического профиля нового поколения, обладающих компетенциями, способными существенно нарастить экономический потенциал Российской Федерации. Особое внимание уделено проблеме поиска новых методов подготовки специалистов инженерного профиля. В статье анализируется значение активных методов в обучении теории вероятностей и математической статистике будущих физиков. Рассмотрены такие активные методы обучения как проблемный метод, основанный на создании в обучении межпредметных проблемных ситуаций; проектно-эвристический метод, предполагающий выполнение студентами проектов по стохастическому моделированию в физике в соответствии с эвристической технологией обучения; исследовательский метод имитационного моделирования и использованием статистических испытаний (метод Монте-Карло). В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что использование активных методов в обучении теории вероятностей и математической статистике будущих физиков является эффективным средством формирования стохастической составляющей их профессиональной компетентности.
Лобанова Наталья Ивановна (Зеленокумск)
КУРС «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА СТАРШЕКЛАССНИКА
Актуальность работы обусловлена тем, что с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов обостряются вопросы осмысления новых подходов к построению процесса обучения. Важнейшей характеристикой современного школьного образовательного процесса является его способность обеспечения у старшеклассников представлений о роли и месте различных школьных дисциплин о современной научной картине мира. Эти представления могут формироваться средствами различных учебных предметов. Однако более эффективным представляется подход, основанный на изоморфизме функционирующих систем без учета их предметной принадлежности, который может быть естественным образом реализован в рамках дополнительного математического образования. Перспективы создания курса соответствующей направленности обеспечивается широким выбором программ в дополнительном образовании. Анализ этих программ свидетельствует, что наибольший мировоззренческий потенциал может быть реализован при изучении курса «Дифференциальные уравнения», поскольку каждое дифференциальное уравнение может служить математической моделью целого ряда изоморфных систем. Указанный факт может служить опорой для развития представлений старшеклассников о единстве и взаимосвязанности всех компонентов окружающей действительности, отраженных в наиболее общих законах окружающего мира (закон естественного роста, логистический закон, закон взаимодействия противоборствующих видов, закон колебаний). Из сказанного вытекает, что для эффективного формирования целостной картины мира у старшеклассников целесообразно использовать возможности курса дополнительного математического образования «Дифференциальные уравнения».
Максимова Светлана Владимировна (Киров)
Ф.Ф. НАГИБИН - ПОПУЛЯРИЗАТОР МАТЕМАТИКИ
Состояние математического образования в стране является одним из основных показателей, создающих будущее для общества. Проблема качественного преподавания математики и её популяризации в современном мире особенно актуальна, так как математика является фундаментом для всех современных технологий и научных исследований. Эталонное преподавание математических и методических дисциплин было у Фёдора Фёдоровича Нагибина (1909-1976), известного на весь мир как автор пособия «Математическая шкатулка». Он всю свою жизнь преподавал в Кировском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. Чтобы понять, в чём состоит успешность педагогического опыта профессора, необходимо ознакомиться со статьями его последователей и изучить методическое наследие (рукописи лекций, задачи, заметки к изданным книгам), которое хранится в Вятском государственном университете. Проведённая работа помогла структурировать материалы личного архива Нагибина, выделить основные содержательные линии его работы, предположить, какими качествами личности обладал преподаватель, вдохновляющий на изучение математики, и подтвердить догадки через воспоминания учеников. В результате работы с рукописями Фёдора Фёдоровича была составлена опись цитат, популяризирующих математику и мотивирующих на её дальнейшего изучение. Уникальный архив методического наследия профессора Ф.Ф. Нагибина продолжает исследоваться, и при грамотном использовании расшифрованные рукописи талантливого учителя, несомненно, окажут помощь всем участникам математического образования.
Мельникова Эльвира Фаизовна (Альметьевск)
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ
В данной статье исследуется связь групповой деятельности студентов на занятиях и развитие у них инновационного мышления. В современном мире все большее значение приобретает способность людей мыслить креативно и генерировать инновационные идеи. Одним из ключевых факторов развития инновационности в студенческой среде является организация эффективной групповой учебной работы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в высшем образовании все чаще применяются интерактивные формы обучения, основанные на совместной деятельности студентов. Групповая работа способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, развитию навыков командной работы и коммуникации, повышению мотивации. Однако вопрос о том, как именно групповая учебная деятельность влияет на формирование инновационного мышления студентов, остается малоизученным. Цель данной статьи – исследовать эффективность групповой учебной работы студентов как фактор развития их инновационности. Стратегическая концепция вузов сейчас направлена на получения новой идеологии современного образования. Ориентир - на практическую значимость в научных исследованиях. Специалист будущего – это компетентный, рациональный, подготовленный работать с новыми технологиями сотрудник с инновационным мышлением. Проблема современного образования высшей школы в том, что экономический рост сегодня представляет собой значительно более сложный процесс, чем раньше, что создает новые проблемы для вузов. Поэтому в этом исследовании был задан вопрос: как развивать инновационность студентов в вузах? Для изучения влияния групповой учебной работы на инновационность было проведено исследование на базе Альметьевского государственного нефтяного института. В нем приняли участие 54 студента 1-го курса. Были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная. Студенты экспериментальной группы в течение семестра на занятиях по высшей математике делали в мини группах математические задачи , работали над групповыми проектами, участвовали в деловых играх, кейс-стадии. Студенты контрольной группы учились традиционно. Для диагностики инновационности использовались тест Киртона. Результаты показали, что в экспериментальной группе уровень инновационности после обучения с применением групповых методов вырос на 17%, в то время как в контрольной группе он почти не изменился. Качественный анализ результатов групповых проектов и решений кейсов показал, что студенты экспериментальной группы предлагали более оригинальные и креативные варианты. Так, эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что систематическое использование групповых форм работы в учебном процессе способствует развитию инновационности студентов.
Миндыла Дарья Сергеевна (Невьянск)
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Данная статья посвящена анализу направлений персонального роста учителя математики в современном образовательном контексте. Рассматриваются ключевые аспекты профессионального развития, влияющие на качество образования, такие как обновление методологии преподавания, использование современных педагогических технологий, развитие личных компетенций и вовлечение в активное профессиональное сообщество.
Могилева Анна Михайловна (Санкт-Петербург)
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ
В статье показана эффективность применения программы Geogebra. В наше время есть множество программ, которые улучшают наглядность и повышают интерес к математике. Мы рассмотрим программу Geogebra. Положительные аспекты программы: бесплатность, быстрая установка, личный кабинет на сайте, большая база примеров и т. д. Практическое применение: быстрое построение объемных фигур, возможность понаблюдать с любого угла сечение конкретного тела, удобство решения задач на плоскости, нахождения углов, длины сторон и т. д. Также педагогу в данной среде просто создавать задачи «своими руками». Например, по математике легко создать тесты и задания интересного формата, также можно сконструировать и распечатать рабочие листы и использовать их на уроках. Особо отметим, что это можно делать с минимальными затратами усилий и времени. Результат работы – знакомство учителя математики с некоторыми возможностями программы Geogebra: удобство, наглядность и четкость изображения геометрических тел (особенно в 10-11 класс при подготовке к ЕГЭ), возможность создания интересных материалов по математике 5-9 классов.
МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
В нашем интересном и быстроменяющемся мире нужно также ловко и стремительно модифицировать подготовку к ОГЭ. На нее выделяется внеурочная деятельность (1-2 урока в неделю). Часов выделяется не очень много и это дает прекрасный стимул применить к подготовке модель «Перевернутого класса». Данная модель позволяет мотивированным ученикам самим разгадать тайну того, что будет происходить на следующем уроке. Тайна будет иметь подсказки, которые педагог раздаст (пришлет) заранее. Цель данной работы: показать актуальность такой модели. Мотивация учащихся возрастет в разы, следовательно, результат не заставит себя долго ждать. Учитывая тот факт, что на внеурочной деятельности, в конце рабочего дня, редко кто бодр и весел, и гораздо легче обсудить, что изучил дома, нежели, с нуля изучать конкретную тему. В результате исследования авторами определяются организационные моменты модели.
Мухамбетова Ботагоз Жантлешовна (Уральск, Казахстан)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Назиев Асланбек Хамидович (Рязань)
"КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ" И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», находящаяся сейчас на стадии реализации, и предшествующий ей документ. Показывается, что ни та, ни другая версия не является концепцией в подлинном смысле этого слова. Описываются и анализируются отрицательные последствия для Российского математического образования, порождаемые таким положением дел. Предлагаются дополнения к «Концепции», которые позволят превратить её в подлинную концепцию. Обосновывается целесообразность внесения предлагаемых дополнений и их положительное воздействие как на математическое образование в целом, так и на его отдельные компоненты. Особенно важным является внесение предлагаемых изменений как для улучшения подготовки учителей математики, так и для совершенствования их работы.
Никифорова Светлана Витальевна, Дорофеева Светлана Ивановна, Галимова Руфина Камилевна, Якупов Зуфар Ясавеевич (Казань)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПРОЕКТЫ
Подготовка инженерных кадров является приоритетной задачей в настоящее время. Рассматривается коммуникативность как необходимый элемент высокопрофессионального специалиста, способного воплощать идеи, проекты в действительность, организовывать и направлять команду единомышленников на эффективную работу. Коммуникативность позволяет поддерживать межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе. Обсуждаются вопросы математической культуры как части общекультурных компетенций и вопросы коммуникабельности как части общей подготовки инженеров и формирования профессиональной мобильности. Как примеры гармоничного сочетания «технаря» или математика с человеком искусства приводятся композиторы «Могучей кучки» и, учившиеся некоторое время на математическом отделении физико-математического факультета Казанского университета, М. Балакирев и В. Хлебников. Предлагаются некоторые пути развития коммуникативных навыков: проведение коллоквиумов в первом семестре, вербальная защита индивидуальных заданий, привлечение обучающихся к выступлениям на студенческих конференциях. Приводятся схемы взаимосвязи компетенций специалиста и оптимальной организации учебного процесса.
Павлова Александра Сергеевна (Гай, Оренбургская обл.)
ЧАТ-БОТ/ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС СОО
Современное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого необходимо создавать новые условия в образовательных учреждениях, которые позволят внедрять новые технологии для создания цифрового образовательного пространства. С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Особенностью системы образования является необходимость работы педагогов, относящихся к разным поколениям, с детьми или молодыми людьми, являющихся представителями иного, последующего поколения, обладающего принципиально иными характеристиками, навыками и жизненными принципами. Центральной задачей педагогов в данной ситуации является достижение целей образовательной программы на основе учета специфических черт обучаемого поколения, использования его сильных сторон с тем, чтобы максимально заинтересовать обучающихся и дать возможность новому поколению проявить себя учебе и в профессиональной деятельности. В эпоху всеобщей цифровизации создаются новые технологии и сервисы, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе и которые будут интересны представителям молодых поколений. В последние несколько лет актуальной тенденцией в IT-индустрии стало создание чат-ботов.
Павлова Оксана Алексеевна (Калуга)
СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ И ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Математические дисциплины - неотъемлемый компонент в подготовке будущих учителей начальной школы, математики и информатики. Основная цель исследования - обобщение опыта проектирования профессионально-ориентированных заданий, а также тематики и содержания практико-ориентированных проектов, соотнесенных с профилем подготовки и ожидаемыми результатами освоения математических дисциплин. Методологической основой проведенного исследования выступает эмпирический опыт преподавания комплекса математических дисциплин в рамках подготовки будущих учителей начальной школы и информатики. В докладе будет представлен комплекс профессионально-ориентированных заданий, направленных на формирование профессиональных и учебно-исследовательских компетенций обучающихся. Данные задания, будучи предназначены для индивидуального или группового выполнения, позволяют также реализовать задачу оценки качества образовательного процесса. Включение студентов в процесс решения учебных профессионально-ориентированных задач - необходимое условие реализации компетентностной модели обучения, средство стимулирования саморазвития студентов в профессиональной деятельности. Профессионально-ориентированные проекты, то есть учебные проекты, направленные на формирование профессиональных компетенций и выступающие элементом профессиональной подготовки будущего специалиста в любой сфере деятельности, предполагают выстраивание в систему в соответствии с траекторией индивидуального развития студента. Например, проект по организации Математического праздника, созданию Математической игротеки или методических продуктов «Мир профессий и теория графов» и пр. Данные инструменты выступают средством организации самостоятельной работы студентов, а значит уровень самостоятельности студентов при их осуществлении от младших курсов к старшим должен постоянно увеличиваться.
Потапова Ольга Николаевна (Альметьевск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ АГНИ
Проанализирована проблема применения системы дистанционного обучения как неотъемлемой части образовательного процесса обучения студентов АГНИ. Изучен уровень образования студентов первого курса – бывших школьников в области информационных технологий, который не соответствует успешному освоению материала высшей школы. Подробно рассмотрено содержание курса «Базы данных» и его разделов для успешного освоения дисциплин, связанных с информационными технологиями, в том числе и дисциплины «Цифровые технологии». Использовано рассмотрение баз данных на примере приложения MS Access. Выбор данного раздела обусловлен малым количеством часов, предусмотренных рабочей программой курса для изучения данного раздела. В результате применения курса предполагается повышение общего уровня освоения дисциплины «Цифровые технологии». Применение дистанционного обучения в самостоятельной работе студентов расширяет возможности повышения уровня освоения дисциплины.
Садыкова Елена Рашидовна, Разумова Ольга Викторовна (Казань)
РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях развития образовательного пространства важное место занимает инклюзивное образование. Внедрение инклюзии в систему функционирования образовательной системы требует новых подходов в профессиональной подготовке будущего учителя, в частности, учителя математики. Один из таких подходов – использование технологии наставничества, способной обеспечить достижение новых образовательных результатов у будущих учителей. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточной степенью разработанности в контексте практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего специалиста, учителя-предметника, к работе в условиях инклюзии. Вопросы наставничества находят отражение в работах Батышева С.А., Кругловой И.В., Нугумановой Л.Н., Осипова П.Н., Сластенина В.А., Сморгович О.А., Столяра И.Г., Таланчука Н.М., Томина Н.А., Фомина Е.Н., Черниковой Е.А., Шапкина В.В. и др. В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как «педагогическая технология, обеспечивающая становление личности будущего специалиста, гармоничного вхождения человека в трудовую деятельность», как «механизм системно-комплементарного взаимодействия» студентов и наставников. Цель – на основе анализа модели профессиональной подготовки будущего учителя математики к работе в инклюзии, включающей такие компоненты, как целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный, раскрыть дидактические возможности реализации технологии наставничества. В рамках исследования решаются следующие задачи: выявление особенностей работы будущих учителей в условиях инклюзивного образования; выделение психолого-педагогических особенностей обучения математике в условиях инклюзивного образования с применением технологии наставничества; проектирование методических рекомендаций будущим учителям математики. В статье отражены результаты проделанной работы, сделаны выводы, что применение технологии наставничества позволяет будущим учителям в целом освоить инклюзивную культуру в условиях инклюзивного образования, определить векторы и перспективы личностно-профессионального становления.
Салихова Гульнара Линаровна (Альметьевск)
КУРС «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» В СДО АГНИ «ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Рассмотрено использование курса «Программирование на Python», разработанного в СДО АГНИ «Цифровой университет». Описана структура курса и возможности его применения для самостоятельной работы студентов. Цель курса – обучить студентов не только работе в Python, но и основам программирования вообще, так как базовые принципы схожи почти во всех языках программирования. В качестве языка программирования в данном курсе используется один из очень популярных на данный момент языков Python. Предполагается, что в результате освоения курса студенты будут способны самостоятельно разработать и реализовать на языке программирования Python несложные алгоритмы. Курс может быть использован в рамках учебного процесса при изучении дисциплины «Современные технологии программирования». Преподаватель, читающий лекции по данной дисциплине, ссылаясь на курс «Программирование на Python», может уже не отвлекаться на инструменты программирования, а уделить больше внимания методологии и системным принципам разработки.
Сангалова Марина Евгеньевна (Арзамас)
МАСТЕР-КЛАСС "ЛОБАЧЕВСКИЙ И ЕГО ГЕОМЕТРИЯ" КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МАТЕМАТИКИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня многие школьники затрудняются ответить, кто такой Лобачевский? Между тем открытие Н.И. Лобачевского и его работа «О началах геометрии», опубликованная в 1829 году, произвели эффект взрыва в математической науке, которая в течение двух тысячелетий до этого признавала евклидову геометрию единственно возможной. Во времена цифровизации отмечается всплеск интереса к математике и информатике, растет востребованность качественного математического образования; а оно невозможно без понимания развития математики и ее основных идей. Возникает проблема, как сделать доступной для школьников суть открытия Лобачевского и донести до них значение этого открытия? В статье обсуждаются возможности формата мастер-класса для популяризации математики среди школьников: выполнение практических заданий и их обсуждение с преподавателем, работа в группах, участие студентов направления подготовки педагогическое образование в качестве соведущих. Представлена модельная разработка мастер-класса «Лобачевский и его геометрия». Подробно описано изготовление и методика работы с моделями гиперболической геометрии.
Селеменева Татьяна Александровна (Санкт-Петербург)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Особенностью современного этапа развития образования является реализация компетентностного подхода, при котором овладение нормативными компетенциями составляет цель обучения и воспитания субъекта образовательного процесса. При этом формируемые компетенции не тождественны совокупности соответствующих знаний и умений, а представляют собой сложные социально-психологические новообразования, объединяющие представления, конструкты действий, системы отношений, иерархию ценностей. Для успешного достижения таких целевых ориентиров трансформация образовательного пространства затрагивает содержание, структуру, методологию, технологии подготовки в вузе. В этой связи важное направление научно-педагогических исследований связано с поиском путей совершенствования процесса обучения дисциплинам математического цикла, способствующим расширению возможностей будущего выпускника в решении профессиональных задач, позволяющим за счет основательной фундаментальной подготовки осваивать новые профессионально значимые компетенции. Для решения поставленной проблемы использовались такие научно-практические методы, как анализ литературы и опыта преподавателей, тестирование, педагогический эксперимент. Результаты экспериментальной работы, осуществляемой на кафедре высшей математики и системного моделирования сложных процессов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, подтверждают эффективность разработанных методических материалов для формирования нормативных компетенций при подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности.