Сегодня мы много времени проводим в Интернете, в социальных сетях, мессенджерах. Но книги все равно не потеряли своей значимости и их «вид на жительство» - библиотека вызывает в душах заядлых книгочеев некоторый трепет, а сотрудники «Храма книг» большое уважение. Они помогают нам найти «своего» автора, виртуозно лавируя в волнах книжного моря, находят для нас нужную и важную информацию, прививают литературный вкус, составляют библиографические справки, и являются отменными экскурсоводами в мировой библиотечной сети.
Так какой же он, современный библиотекарь? Об этом наш разговор с зав. читальным залом Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского с Еленой Чижановой.
Начнем с сути профессии. Нужно ли библиотекарю образование?
- Безусловно, что образование просто необходимо. У меня нет специального, библиотечного образования. Приходилось частенько обращаться к учебникам, профессиональной литературе, чтобы ликвидировать имевшиеся проблемы в знаниях. Мое убеждение: библиотекарю необходимо высшее специальное образование.
К сожалению, есть такое обывательское мнение, что работа библиотекарей сплошная синекура. Сиди себе и книжки выдавай. А что он должен знать и уметь?
- Да, я часто слышу о своей работе и такое: «Вот здорово! Целый день можно сидеть и читать!». Конечно же, это не про вузовскую библиотеку и не про нашу «Лобачевку»! Библиотекарь должен иметь широкий кругозор, ориентироваться во многих отраслях знания, чтобы подсказать, где поискать книгу по той или иной теме. В настоящее время специалисту, помимо знаний в области библиотековедения, необходимы еще и знания современных информационных технологий, навыки работы на компьютере, свободная ориентация в сетевых и интернет-ресурсах.
Знаете, ведь библиотека сейчас активно работает в социальных сетях и выясняется, что для успешной работы необходимо обладать умениями и навыками веб-дизайна, монтажа видеофильмов, а еще уметь писать тексты, то есть быть чуть-чуть журналистом, а порой и массовиком-затейником.
Что еще? Сотрудник должен обладать знаниями в области психологии и уметь применять их в конфликтных ситуациях.
Какая книга или автор оказала самое сильное влияние?
- В каждом возрастном периоде, в каждой сложной жизненной ситуации книги и авторы - разные. Например, в юности, много читала книг В.Каверина, и оттуда стремление к движению вперед, поиску, в том числе и в науке. Из последних книг, к чтению которой на протяжении последних лет возвращалась не раз, – «Виноваты звезды» Дж. Грина.
Вы работаете в библиотеке КФУ более 35 лет. Это был осознанный выбор?
- До поступления в КГУ (так тогда назывался наш вуз), я работала в библиотеке Казанского финансово-экономического института. Мне очень нравилось там работать. Когда заканчивалась учеба в КГУ, у меня появилась возможность пойти в «Лобачевку». И чем больше я думала об этой возможности, тем больше понимала, что очень хочу работать именно здесь. Так, что можно говорить об осознанности выбора.
В портфолио Вы написали, что человек, который является для Вас примером – Щелыванова Жанна Викторовна. Она эталон библиотекаря?
- Для меня Жанна Викторовна – это эталон и человека, и библиотекаря, и руководителя. Многому у нее научилась, некоторыми ее советами руководствуюсь, и по сей день. Я была «варягом» в отделе читальных залов, перешла в него из отдела абонементов. По-разному отнеслись к моему приходу коллеги. Первые шаги в роли заведующей были непростыми, адаптация протекала трудно. И я очень благодарна Жанна Викторовне за помощь, подсказки, за ее мудрость.
Библиотечные квесты – это новинка в работе? Расскажите подробней.
- Библиотечные квесты в последние годы распространены больше в работе централизованной библиотечной системы, в муниципальных библиотеках. Вузовские их организуют реже. Несколько лет квест стоял в планах, но как-то до осуществления дело не доходило. В прошлом году все же решили: надо!!! Если честно, то долго мучилась над сценарием, так как хотелось, чтобы и студенты в ходе игры получили новые знания о библиотеке, и все же это игра, и, конечно, нужно, чтобы было интересно и занимательно.
Постепенно вырисовывалась идея: квест должен быть посвящен Л.Толстому (в университете шел год Толстого). Так в тех заданиях, что выполняли студенты, продвигаясь по маршруту, разгадывая загадки, появились вопросы о творчестве Л.Толстого.
В ходе квеста команды (их было 3) побывали в зале каталогов, читальных залах, в НБО, заглянули в книгохранилище абонемента. В каждом отделе участники выполняли задания, которые требования и знания творчества Л.Толстого, и навыков работы с традиционным и электронным каталогом, библиографическими указателями, энциклопедиями, ЭБС.
За каждое выполненное задание команда получала «слово». А на завершающем этапе - в святая святых – в отделе книгохранения, собрав все слова, команды должны были составить из них фразу.
Для меня было неожиданным, что участники азартно включились в игру. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю оживленные лица, споры и радость выигравшей команды.
«Лобачевка» всегда была элитным учреждением. А есть ли дефицит в читателях?
- Совершенно точно, что дефицита читателей в «Лобачевке» нет. Есть другая проблема – наличие свободных мест в залах. Особенно остро эта проблема стоит в читальном зале №2. Сюда приходят занимать место с самого утра.
Какие мероприятия «Лобачевки» ломают стереотипы о библиотеках?
- Те, где есть возможность показать наши книжные богатства и современный уровень развития библиотеки. На днях проводили Лицейский день науки для учащихся Лицея им.Н.И. Лобачевского. Одна из составляющих этого Дня – экскурсия для лицеистов. Так столько вопросов было, удивления от увиденного! Я тогда точно почувствовала, что стереотип сломан и что лицеисты непременно придут в нашу библиотеку еще ни один раз.
Понятие «доступная среда» известно каждому. Какой порог комфорта есть для людей с ограниченными возможностями здоровья в НБ? Может ли человек, к примеру, в инвалидном кресле посетить читальный зал?
- Для человека в инвалидном кресле, к сожалению, этот порог комфорта – 1й этаж. Здесь, в отделе абонементов, есть специальная зона, маленький специализированный читальный зал, где доступны книги с шрифтом Брайля, аудиокниги и компьютеры для занятий с электронными ресурсами. А вот посетить читальные залы на 4-и 5-м этаже человеку в инвалидном кресле затруднительно.
Проигрывает ли библиотека другим общественным пространствам, где любит проводить время молодежь?
- Думаю, что в настоящий момент в какой-то мере – да. С одной стороны, вижу в залах много молодежи, которая приходит сюда ежедневно и позаниматься, отдохнуть, пообщаться. С другой стороны, большая часть студентов проводят свой досуг в других местах.
Влияете ли Вы на литературный вкус читателя?
- Пытаемся влиять, приобщать к чтению классической, современной литературы. Для этого мы используем медийные площадки в соцсетях, сайт библиотеки, доску «Время читать» и пр. Но осознаем, что оказать влияние на литературный вкус чрезвычайно затруднительно.
Немного о личном, можно? Вы, похоже, энерджайзер по жизни. Работа, семья, внуки! А еще куча увлечений: вязание, пэчворк, фотография, история Петербурга, путешествия. Как находите баланс?
- Баланс обретается с трудом! Но есть неизменное правило: в будни обязательно уделить хоть час-полтора вязанию, шитью, а в выходные дни – немного времени работе (хоть чуть-чуть, но посидеть над проверкой РПД).
Для чтения использую любое свободное время – в метро, в очереди, а уж в поезде – и говорить нечего! Перед поездкой в Петербург запасаюсь новыми книгами. Кстати, умею одновременно вязать и читать книгу.
Фотоаппарат постоянно со мной, лежит в рюкзачке (ведь каждый миг можно увидеть что-то интересное, красивое, что трогает и хочется непременно запечатлеть).
Путешествия… раньше много ездила за границу, теперь в силу обстоятельств путешествую в основном по нашей стране. И от этого путешествия не стали менее увлекательными, а, наоборот, приобрели особую прелесть, так как это и время общения с внуками, и возможность показать им что-то новое, интересное. И, поскольку мои внуки живут в Петербурге, стараюсь рассказать им об их родном городе. Так что увлечение историей и архитектурой Петербурга (а началось оно еще в школьные годы), постоянно стимулируется!
Если бы можно было «войти в реку» дважды, выбрали ли Вы профессию историка и работу в библиотеке?
- В свое время я сделала правильный и осознанный выбор. Я бы снова пришла в библиотеку.
Знаете, я уверена, чтение всегда будет актуально! Сегодня мы читаем книги в бумажной версии, используем электронные книги, ищем нужную информацию на сайтах и в социальных сетях, с удовольствием слушаем аудиокниги и подкасты. Возможно, в недалеком будущем книги будут транслироваться прямо в мозг человека, а библиотека уйдет в виртуальный формат. Но мы, так или иначе, будем искать информацию. Потребность в познании и чтении в том или ином виде не исчезнет!