21 мая 2019
Елена Чижанова: "Чтение всегда будет актуальным и потребность к информации никуда не исчезнет"

Сегодня мы много времени проводим в Интернете, в социальных сетях, мессенджерах.  Но книги все равно не потеряли своей значимости  и  их «вид на жительство» - библиотека вызывает в душах заядлых книгочеев некоторый трепет, а сотрудники «Храма книг» большое уважение. Они помогают нам найти «своего» автора, виртуозно лавируя в волнах  книжного моря,  находят для  нас нужную и важную информацию, прививают литературный вкус, составляют библиографические справки,  и являются отменными экскурсоводами в  мировой библиотечной сети.

Так какой же он,  современный библиотекарь? Об этом наш разговор с зав. читальным залом Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского с Еленой Чижановой.

Начнем с сути профессии. Нужно ли библиотекарю образование?

- Безусловно, что образование просто необходимо.  У меня нет специального, библиотечного образования. Приходилось частенько обращаться к учебникам, профессиональной литературе, чтобы ликвидировать имевшиеся проблемы в знаниях. Мое убеждение: библиотекарю необходимо высшее специальное образование.

К сожалению, есть такое обывательское мнение, что работа библиотекарей сплошная синекура. Сиди себе и книжки выдавай. А что он должен знать и уметь?

- Да, я часто слышу о своей работе и такое: «Вот здорово! Целый день можно сидеть и читать!». Конечно же, это не про вузовскую библиотеку и не про нашу «Лобачевку»! Библиотекарь должен иметь широкий кругозор, ориентироваться во многих отраслях знания, чтобы подсказать,  где поискать книгу по той или иной теме. В настоящее время специалисту,  помимо знаний в области библиотековедения, необходимы еще и знания современных информационных технологий, навыки работы на компьютере, свободная ориентация в сетевых  и интернет-ресурсах.

Знаете, ведь библиотека сейчас активно работает в социальных сетях и выясняется, что для успешной работы необходимо обладать умениями  и навыками веб-дизайна, монтажа видеофильмов, а еще уметь писать тексты, то есть быть чуть-чуть журналистом, а порой и массовиком-затейником.

Что еще? Сотрудник должен обладать знаниями в области психологии и уметь применять их  в конфликтных ситуациях.

Какая книга или автор оказала самое сильное влияние?

- В каждом  возрастном периоде, в каждой сложной  жизненной ситуации книги и авторы - разные. Например, в юности, много читала книг В.Каверина, и оттуда стремление к движению вперед, поиску, в том числе и в науке. Из последних книг, к чтению которой на протяжении последних лет возвращалась не раз,  – «Виноваты звезды» Дж. Грина.

Вы работаете в библиотеке КФУ более 35 лет. Это был осознанный выбор?

- До поступления в КГУ (так тогда назывался наш вуз), я работала в библиотеке Казанского финансово-экономического института. Мне очень нравилось там работать.  Когда заканчивалась учеба в КГУ, у меня появилась возможность пойти в «Лобачевку». И чем больше я думала об этой возможности, тем больше понимала, что очень хочу работать именно здесь. Так, что можно говорить об осознанности выбора.

В портфолио Вы написали, что человек, который является для Вас примером – Щелыванова Жанна Викторовна. Она эталон библиотекаря?

- Для  меня Жанна Викторовна – это эталон и человека, и библиотекаря, и руководителя. Многому у нее научилась, некоторыми ее советами руководствуюсь, и по сей день. Я была «варягом» в отделе читальных залов, перешла в него из отдела абонементов. По-разному отнеслись к моему приходу коллеги. Первые шаги в роли заведующей были непростыми, адаптация протекала трудно. И я очень благодарна Жанна Викторовне за помощь, подсказки, за ее мудрость.

Библиотечные квесты – это новинка в работе? Расскажите подробней.

- Библиотечные квесты в последние годы распространены больше в работе централизованной библиотечной системы, в  муниципальных библиотеках. Вузовские  их организуют реже. Несколько лет квест стоял в планах, но  как-то до осуществления дело не доходило. В прошлом году все же решили: надо!!! Если честно, то долго мучилась над сценарием, так как хотелось, чтобы и студенты в ходе игры получили новые знания о библиотеке, и все же это игра, и, конечно, нужно, чтобы  было интересно и занимательно.

Постепенно вырисовывалась идея: квест должен быть посвящен Л.Толстому (в университете шел год Толстого). Так в тех заданиях, что выполняли студенты, продвигаясь по маршруту, разгадывая загадки, появились вопросы о творчестве Л.Толстого.

В ходе квеста команды (их было 3)  побывали в зале каталогов, читальных залах, в НБО, заглянули в книгохранилище абонемента. В каждом отделе участники выполняли задания, которые требования и знания творчества Л.Толстого, и навыков работы с традиционным и электронным каталогом, библиографическими указателями, энциклопедиями, ЭБС.

За каждое выполненное задание команда получала «слово». А на завершающем  этапе -  в святая святых – в отделе книгохранения, собрав все слова, команды должны были составить из них фразу.

Для меня было неожиданным, что участники азартно включились в игру. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю оживленные лица, споры и радость выигравшей команды.

«Лобачевка» всегда была элитным учреждением. А есть ли дефицит в читателях?

- Совершенно точно, что дефицита читателей в «Лобачевке» нет. Есть другая проблема – наличие свободных мест в залах. Особенно остро эта проблема стоит в читальном зале №2. Сюда приходят занимать место с самого утра.

Какие мероприятия «Лобачевки» ломают стереотипы о библиотеках?

- Те, где есть возможность показать наши книжные богатства и современный уровень развития библиотеки. На днях проводили Лицейский день науки  для учащихся Лицея им.Н.И. Лобачевского. Одна из составляющих этого Дня – экскурсия для лицеистов. Так столько вопросов было, удивления от увиденного! Я тогда точно почувствовала, что стереотип сломан и что лицеисты непременно придут в нашу библиотеку еще ни один раз.

Понятие «доступная среда» известно каждому. Какой порог комфорта есть для людей с ограниченными возможностями здоровья в НБ? Может ли человек, к примеру, в инвалидном кресле посетить читальный зал?

- Для человека в инвалидном кресле, к сожалению, этот порог комфорта – 1й этаж. Здесь, в отделе абонементов, есть специальная зона, маленький специализированный читальный зал,  где доступны книги с шрифтом Брайля, аудиокниги и компьютеры для занятий с электронными ресурсами. А вот посетить читальные залы на 4-и 5-м этаже человеку в инвалидном кресле затруднительно.

Проигрывает ли библиотека другим общественным пространствам, где любит проводить время молодежь?

- Думаю, что в настоящий момент в какой-то мере – да. С одной стороны, вижу в залах много молодежи, которая приходит сюда ежедневно и позаниматься, отдохнуть, пообщаться.  С другой стороны, большая часть студентов проводят свой досуг в  других местах.

Влияете ли Вы на литературный вкус читателя?

- Пытаемся влиять, приобщать к чтению классической, современной литературы. Для этого мы используем медийные площадки в соцсетях, сайт библиотеки, доску «Время читать» и пр.  Но осознаем, что оказать влияние на литературный вкус чрезвычайно затруднительно.

Немного о личном, можно? Вы, похоже, энерджайзер по жизни. Работа, семья, внуки! А еще куча увлечений: вязание, пэчворк, фотография, история Петербурга, путешествия. Как находите баланс?

- Баланс обретается с трудом! Но есть неизменное правило: в будни обязательно уделить хоть час-полтора вязанию, шитью, а в выходные дни – немного времени работе  (хоть  чуть-чуть, но посидеть над проверкой РПД). 

Для чтения использую любое свободное время – в метро, в очереди, а уж в поезде – и говорить нечего! Перед поездкой в Петербург  запасаюсь новыми книгами. Кстати, умею одновременно вязать и читать книгу.

Фотоаппарат постоянно со мной, лежит в рюкзачке (ведь каждый миг можно увидеть что-то интересное, красивое, что трогает и хочется непременно запечатлеть).

Путешествия… раньше много ездила за границу, теперь в силу обстоятельств путешествую в основном по нашей стране. И от этого путешествия не стали менее увлекательными, а, наоборот, приобрели особую прелесть, так как это и время общения с внуками,  и возможность показать им что-то новое, интересное. И, поскольку мои внуки живут в Петербурге, стараюсь рассказать им об их родном городе. Так что увлечение историей и архитектурой Петербурга (а началось оно еще в школьные годы), постоянно стимулируется!

Если бы можно было «войти в реку» дважды, выбрали ли Вы профессию историка и работу в библиотеке?

- В свое время я сделала правильный и осознанный выбор. Я бы снова пришла в библиотеку.

Знаете, я уверена, чтение всегда будет актуально! Сегодня  мы читаем книги в бумажной версии, используем  электронные книги,  ищем нужную информацию на сайтах и в социальных сетях, с удовольствием слушаем аудиокниги и подкасты. Возможно, в недалеком будущем книги будут транслироваться прямо в мозг человека, а библиотека уйдет в виртуальный формат. Но мы, так или иначе, будем искать информацию. Потребность в познании и чтении в том или ином виде  не исчезнет!

 

Источник информации: Светлана Сагитова; Лига женщин университета