Единственный способ хорошо работать –
это любить то, что ты делаешь.
Стив Джобс
Настоящие профессионалы своего дела всегда очень востребованы, что называется «на вес золота». Университетский конкурс «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд», ставший доброй корпоративной традицией, ежегодно чествует лучших из лучших. Ильсия Ильдусовна Шамсутдинова – молодой преподаватель социологии, кандидат наук, заслуженно стала победительницей в номинации «Профессионал в своем деле». Яркая, амбициозная, обладающая спектром навыков, являющимися ключевыми для ее рода деятельности. «Классная и справедливая», - так отзываются о ней студенты, «энергичная и деятельная», говорят коллеги.
Любовь к делу, которому ты служишь, — один из самых важных и точных критериев, говорящих о том, что человек нашел себя в профессии. Ильсия Шамсутдинова в непринужденной беседе рассказала о случайности выбора любимой профессии, вредничестве к нерадивым студентам, умении планинга, и о своих чувствах к университету.
- Ильсия Ильдусовна, все-таки, разъясните, пожалуйста: социолог - это кто? Чем занимаются люди этой профессии?
Социология – наука широкого профиля, а социолог — это специалист, занимающийся изучением, динамикой, закономерностями и анализом проблем и явлений, которые появляются в обществе. К примеру, почему у нас падает рождаемость. Есть определенные факторы, которые влияют на это, допустим – коронавирус. И ряд других факторов, которые этому способствуют, то есть одни процессы в обществе влияют на другие. И что и почему это происходит.
В первую очередь социологи – это практики. Они как раз это и анализируют, и дают определенные рекомендации, что же делать дальше, то есть мы не просто «ходим с анкетами и опрашиваем население», как представляется многим устоявшийся стереотип, ведь профессия социолога гораздо шире, чем представляют себе обыватели.
Да, социологи, это и анкетеры и интервьюеры, но задача социолога именно в аналитике. Почему происходит, что влияет на какие-то процессы, как можно поменять. Мы живем в обществе. Все общество разное: городская среда, сельская среда. И это влияет на жизнь людей, и определяет уровень удовлетворенностью своей жизни, потому что условия жизни и возможности у всех разные и, соответственно, вытекают последствия – уровень преступности, девиация различного рода. Аналитика социологических исследований в дальнейшем уходит к заказчику.
Что касается меня – то я, в первую очередь не социолог, а преподаватель социологии.
- Кто может быть заказчиком?
Правительство, частные организации, руководство предприятия, к примеру, может попросить сделать аналитический срез по параметрам – удовлетворенность условиями своей работы. Исследования проводятся для того, чтобы выявить проблемные зоны для дальнейшего их разрешения или улучшения качества жизни, задача социолога - выявить, показать проблему, для того, чтобы заказчик мог разрешить в лучшую сторону ситуацию.
- Социолог сродни исследователю? Можно поставить знак равенства?
Да, пожалуй.
- Ваша профессия сегодня является престижной?
Социолог - это не только профессия. Это образ мышления. Проблема больше в том, что многие не понимают, чем занимается социолог, зачем вообще нужна эта профессия. Что касается престижности, – смотря в какой именно сфере работает специалист. Я признаюсь, что когда я поступала в университет на социолога, то я сама не имела представления об этой деятельности. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что потребность в социологах в России растет и нам нужны такие специалисты.
Хотя, если сравнивать с Западом, то, да, там социолог - более востребованная и престижная профессия.
- Где сегодня востребована эта наука?
Хороших специалистов в области исследования общественного мнения с распростертыми объятиями примут исследовательские фонды, коммерческие и политические организации, органы государственной власти, СМИ, маркетинговые и PR-агентства. Выпускники также могут работать в администрации города, аналитических отделах, государственных структурах, частных организациях, которые занимаются изучением каких-то процессов в обществе. Часто бывает так: абитуриент приходит к нам в приемную компанию, первый вопрос его: «А кем я буду работать?». В этом случае приходится разъяснять, кто такие социологи и чем они занимаются, и где они будут работать.
Признаюсь, я сама выбирала профессию довольно случайно. Но все случайности не случайны! Выбранная профессия оказалась правильной профессиональной стезей. Я очень рада, что преподаю социологию, причем разные направления. Такие как социальная психология, конфликтология, основы социального государства. Не люблю стоять на месте, мне хочется развиваться. Я просто, извините за сленг, балдею от своей профессии! Для меня в приоритете не столько сама наука, сколько преподавание ее, именно в нашем Казанском федеральном университете!
- Какие интересные случаи были в Вашей практике?
Интересный случай? Я хотела бы поделиться интересным, с моей точки зрения, опытом. По приглашению работала модератором по фокус-группе, где было 7-8 участников, они отличались по возрасту, полу, образованию, социальному статусу, профессии, географическому местоположению.
Работала с группой, задача которой была в прослушивании Послания Президента РТ к Госсовету и в онлайн-режиме выражать свою реакцию лайками и дизлайками на слова и предложения в тексте Послания. Далее я составляла аналитический отчет, чтобы выяснить степень реакции фокус-группы. Мне было очень интересно быть явным участником этого социологического исследования. Это была хорошая социологическая практика.
- Какими исследованиями Вы сейчас занимаетесь?
Я только в декабре защитилась и у меня некоторое затишье. А так мне очень интересна область социологии высшего образования.
- Вы преподаете конфликтологию. А в жизни часто встречались с конфликтными ситуациями?
Да, я читаю конфликтологию и управление социальными конфликтами, но меня эта область социологии, что называется, «не зацепила». Даже не знаю, буду ли я дальше эти предметы преподавать. Ведь конфликтология - это она отчасти и область психологии. Я сама по природе своей, неконфликтный человек, сама на рожон не лезу. Конфликты, которые происходят в обществе, все идут изнутри личности, то есть, когда человек не удовлетворен. У него есть несоответствие межу «хочу» и «могу». Соответственно, у него нет настроения. Он срывается, кричит, а если человек живет в гармонии с собой, он доволен своей жизнью, то он никогда не будет вступать в противоречие.
- Были ли вы свидетелем бытового конфликта?
С этим сталкивается, наверно, каждый. Но я, полагаю, еще не набралась такого опыта, чтобы свои знания применять на практике.
- Как можно быстро «погасить» конфликт?
Выслушать все стороны, выбрать верную стратегию, сдержать свои эмоции и сохранять спокойствие. Постараться найти «золотую» середину, То есть прийти к компромиссу.
- Вы стали номинантом в университетском конкурсе «Профессионал в своем деле». Скажите, какие навыки должны быть отработаны «на пять» у социолога, чтобы называться суперпрофи?
Заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда вдохновляет сам процесс и ощущается «внутренний огонек» — он согревает, поддерживает, дает силы двигаться вперед. То есть любимая работа - это сама что ни на есть энергетическая подпитка, интеллектуальная и эмоциональная. Что касается навыков суперпрофи – на мой взгляд, очень важно не только трудолюбие, но и инициативность, коммуникабельность, отзывчивость. Профессионала, на мой взгляд, отличает внимание к мелочам, стремление к чему-то новому, осваивание новых компетенций и навыков, умение учиться на своих неудачах, правильно распределять свои силы, возможности и время.
Мне лично скучно работать в одном русле, поэтому я сама инициирую для себя дополнительную нагрузку, чтобы не расслабляться и развиваться в разных направлениях. Так интереснее!
- Чем, по-вашему, отличается хороший преподаватель социологии?
Общаясь со студентами, выясняя их потребности, что они хотят от предмета, от обучения, от преподавателя, хороший преподаватель – это тот, который умеет заинтересовать студентов, заинтересовать багажом знаний, дать то, чего нет в Интернете. Это очень важно, и я стараюсь с ними делиться своими наработками и сделать формат занятий не скучным. У меня нет лекций под запись. Я не даю такой материал, который идет под диктовку.
Теоретический материал студенты сами могут найти в сети, использую методику игровых форм проведения семинарских занятий. На лекциях практикую дискуссионный формат. Еще считаю, что преподаватель должен обладать харизмой, уметь выстраивать доброжелательные отношения со студентами.
Как вас воспринимают студенты? Вы строгий преподаватель? Можете повредничать?
Думаю, что я строгий преподаватель, и всегда есть дистанция между мной и студентами. Повредничать могу, если студент не ходил на лекции. Не ходили – значит, помучаетесь! В начале занятий говорю – хотите «автомат» на зачет, - посещайте все лекции, не срывайте семинарские занятия, а если нет – отправляю на дополнительную сессию. Воспитывать же надо! Особенно первокурсников.
- Вы упомянули в анкете, что Ваша свекровь является примером для Вас. Почему? И что, по Вашему мнению, делает человека примером?
Моя свекровь была моим учителем и классным руководителем, преподавателем в университете. Мне всегда в ней восхищало умение все успевать, ее потрясающая энергичность и активность, любовь к жизни. Мы с ней на одной волне, очень понимаем друг друга. Каждые выходные мы у нее в гостях и когда начинаем говорить о работе, то свекор ворчит: «Опять устроили педсовет». Что человека делает примером? Думаю, его успешность, отношение к жизни.
- Вы согласны с мнением, что женщина по своей сути многогранна – может прекрасно сочетать и профессию и личную жизнь, воспитывать детей и увлекаться профессионально спортом, то есть: «И коня на скаку остановит и в горящую избу войдет». Но в сутках всего 24 часа. Каждой ли женщине это по плечу и как этого достичь?
Я очень энергичная по своей натуре и, видимо, меряю по себе, отсюда вывод современная женщина можно успевать все! Главное, было бы – желание. Супруг тоже у меня очень активный, он «круче» меня. Но у нас в семье не патриархат, не матриархат, а современные эгалитарные (равные) отношения. Когда люди все обсуждают вместе, перед тем, как принять решение. Как я все успеваю? Веду ежедневный планинг, куда все записываю, что намечено, ставлю плюсики, когда выполняю. Чем больше я себя загружаю, тем больше я успеваю – парадокс!
- Ильсия Ильдусовна, судя по Вам, - спорт в Вашей жизни присутствует. Можно подробнее о ваших увлечениях?
У меня любительское отношение – фитнес-зал, йога, горные лыжи. Причем, встала на горные лыжи вместе с дочерью. Такой вид спорта мне по душе.
- Многие женщины увлекаются творчеством. Что есть в вашей копилке интересов?
Всегда любила вязать, - шапки, варежки, кардиганы. В настоящее время люблю рисовать картины по номерам. Любим всей семьей путешествовать – каждый раз открываем новые туристические маршруты, как по России, так и за рубежом.
- Что Вы считаете главным в жизни?
Любовь. Любовь к семье, детям, студентам, работе. Все в этой жизни надо делать с удовольствием, всему радоваться и уметь создавать поводы для радости.
А что для Вас университет?
Для меня это второй дом, место, куда мне хочется возвращаться. Университет то место, которое дает определенные возможности для раскрытия моего потенциала, саморазвития и проявить себя и в других проектах и направлениях, не только в преподавательской стезе.
Можно сказать, что университет для Вас – место силы?
Не весь, для меня место силы – это кабинет Марии Юрьевны Ефловой. Из ее кабинета я всегда ухожу воодушевленной и окрыленной. И мне хочется творить и творить.
Благодарю Вас за интересную беседу!