28 ноября 2024 года состоялось заседание Ученого совета Института психологии и образования Казанского федерального университета.
Одним из главных вопросов на повестке дня было обсуждение результатов участия директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича и заведующей кафедрой педагогики, доктора педагогических наук, профессора Валеевой Розы Алексеевны в научных конференциях в Китайской народной республике. С 28 октября по 5 ноября 2024 года ведущие ученые Института психологии и образования выступили с докладами в крупных университетах Китая. Главным итогом поездки ученых КФУ стало установление научного сотрудничества с Восточно-китайским педагогическим университетом (г. Шанхай), Лицзянским педагогическим колледжем (г. Лицзянь), Ляонинским педагогическим университетом (г. Далянь). Участники научного диалога «Китай-Россия» определили главные направления в развитии совместных научных исследований, среди которых: организация XI Международного форума по педагогическому образованию (IFTE-2025) с участием китайских исследователей; организация исследования по проблеме адаптации молодых учителей в странах БРИКС; организация компаративного исследования по мотивации профессиональной карьеры будущих учителей.
Заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования Шеймарданов Шамиль Фатович представил отчет об участии в ноябре 2024 года в методологическом семинаре Консорциума «Развитие личностного потенциала», который входит в большой проект Сбербанка России «Вклад в будущее». Консорциум объединяет 26 ведущих вузов Российской Федерации, в число которых входит и Казанский федеральный университет. Консорциум предлагает ключевые направления сотрудничества участников: Магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», объединяющую 13 университетов, «Исследования в области развития личностного потенциала» («Факторы и особенности системы образования», «Новый педагог», «Ребенок в XXI веке», «Современные родители»), а также мероприятия по обмену опытом и преобразованию образовательной среды, цикл методологических семинаров по самым актуальным проблемам развития личности. Шамиль Шеймарданов принял участие в работе Выставки «GESS Dubai 2024» в Объединенных Арабских Эмиратах.
Обширная программа Выставки и разнообразие научных мероприятий на этом форуме впечатляют: 167 экспонентов, 217 лекций, дискуссионных площадок, мастер-классов и презентаций: лидерство, благополучие, устойчивое развитие, EdTech, ИИ в образовании! Были обсуждены вопросы, касающиеся сотрудничества в образовательной и научной деятельности с Dr. Mehdi Neek-Amal Педагогического университета Шахида Раджаи (Тегеран, Иран) и Университета Антверпена (Антверпен, Бельгия) и продвижения Института психологии и образования в мировом научном сообществе. Большим результатом участия в Выставке стало решение о создании университетского Стартап-клуба в области психологии и образования на базе ИПО КФУ. Перед преподавателями Института психологии и образования поставлены важные задачи, открывающие перспективы развития для новых научных исследований. Самыми актуальными можно считать поиск новых направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в новом междисциплинарном поле, например, «Психология-ИИ», «Педагогика-ИИ, актуализация программ высшего и дополнительного профессионального педагогического образования в части использования потенциала ИИ в образовании и научном поиске. Эти задачи будут решены только при условии обучения сотрудников ИП основам применения ИИ в образовательной и научной деятельности.
О продолжении реализации проекта «Цифровые кафедры» в Институте психологии и образования рассказал заместитель директора по образовательной деятельности Галимов Алмаз Мирзанурович. В 2024-2025 учебном году необходимо организовать обучение 300 студентов на платформе, в настоящее время подали заявки 310 студентов. Необходимо до 30 ноября завершить начатую работу по подаче заявок, прохождении этапа оформления документов и входного тестирования.
На заседании Ученого совета были прослушаны отчеты руководителей НИЛ «Комплексное сопровождение детей с РАС», «Безопасность образовательной среды», «Исследовательски ориентированная трансформация педагогического образования» об основных результатах деятельности.