В Российской академии образования 19 ноября 2024 г. в рамках Года Семьи в РФ состоялся круглый стол «Развитие отраслевого наставничества: состояние и перспективы». На нем обсуждались следующие вопросы: особенности наставнической деятельности и способы создания форм ее организации в условиях развития отраслевого наставничества; формирование и развитие отраслевых семейных династий; этические нормы наставничества в условиях социально-профессионального сопровождения и построения профессиональной карьеры молодым специалистом; ценностно-смысловые основания развития отраслевого наставничества в условиях высокотехнологичных отраслей и производств, инновационные процессы отраслевого наставничества.
ИПО КФУ представляла Альфия Масалимова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ. С 2022 года по настоящее время она входит в состав Научного совета по наставничеству в Российской академии образования. Доклад Масалимовой А.Р. на тему «Производственное наставничество и его современное состояние на стратегических объектах оборонной промышленности страны» был ранее отобран членами оргкомитета для публичного выступления в рамках данного мероприятия.
В начале доклада Альфия Рафисовна подчеркнула преемственность развития института наставничества в городе Казани, опираясь на концептуальные идеи лаборатории наставничества. Она была создана в Казани, в 1977 году, на базе НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, директором которого тогда являлся Академик РАО М.И. Махмутов. Членами данной лаборатории являлись такие казанские ученые, как: А.А. Вайсбург, М.И. Махмутов, Г.А. Непримерова, П.Н. Осипов, А.В. Пивоваров, Н.М. Таланчук. В соответствии с заданием Государственного Комитета СССР по науке и технике, данная лаборатория разрабатывала и реализовывала в масштабах страны концепцию и двухгодичные программы психолого-педагогической подготовки наставников.
Доклад профессора Масалимовой А.Р. был ориентирован на раскрытие научной школы наставничества Института психологии и образования КФУ (директор проф. А.М. Калимуллин), аккумулирующей теоретические и практические идеи данного направления в диссертационных исследованиях аспирантов и докторантов, разрабатывающих под руководством Альфии Рафисовны методологию современного наставничества на стратегических объектах оборонной промышленности РФ. Результатом совместной работы являются защиты двух кандидатских диссертаций, посвященных проблеме наставничества на Казанском вертолетном заводе и Казанском авиационном заводе: «Формирование готовности наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на предприятиях» (2023 г., соискатель Ирисметова И.И., рук. Масалимова А.Р.), а также - «Развитие готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров в авиастроительной отрасли» (2024 г., соискатель Баянов Д.И., рук. Масалимова А.Р.). В рамках первой работы было предложено новое понятие о наставничестве как непрофессиональной педагогической деятельности, а также научно-методическое обеспечение подготовки наставников на Казанском вертолетном заводе. Ценность второй работы заключается в том, что впервые была предложена систематизация социально-педагогических рисков наставнической деятельности на Казанском авиационном заводе, разработана и апробирована уникальная методика проектирования данных рисков, подходящая для любой отрасли.
В докладе проф. А.Р. Масалимовой также были продемонстрированы современные механизмы реализации эффективных практик наставничества на других предприятиях и в образовательных организациях, презентована авторская идея комплементарного наставничества, в значительной степени отличающегося от традиционного узкопрофессионального наставничества. Также автором была раскрыта сущность комплементарного наставничества, заключающегося в межпрофессиональном взаимодействии наставников и стажеров.
Принимая во внимание новые геополитические условия в РФ, модератор круглого стола И.О. вице-президента РАО, академик РАО Стриханов Михаил Николаевич высоко оценил методологию и практическую значимость представленных идей научной школы наставничества Института психологии и образования КФУ, сделал особый акцент в отношении их внедрения на предприятиях оборонной промышленности России.