На заседании исследовательской группы в рамках проведения Форума IFTE-2023 обсудили вопросы развития образовательных и медицинских технологий в обучении детей с расстройством аутистического спектра. Основная тема встречи – «Образовательный потенциал детей с РАС». Исследователи со всей России, а также их коллеги из Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана и других стран поговорили о важности работы с детьми с РАС и создании отечественного проекта по обучению специалистов в данной области.
«Сейчас возникает острая проблема в разработке отечественного диагностического инструментария исследования детей с РАС. В рамках сегодняшней встречи мы как раз обсуждаем вопросы по разработке диагностического инструментария и дальнейшего взаимодействия с ним. Традиционные методы работы с детьми с РАС, которыми мы обучаем наших студентов не совсем эффективны. Нужно знать специфические методы, новые методы, которые только сейчас начинают реализовываться в России. На данный момент в работе с РАС очень распространены зарубежные методики. Нужно организовывать, развивать отечественные подходы и вот именно над этим, мы сейчас работаем», – рассказала Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО Ирина Нигматуллина.
К слову, на заседании присутствовали сотрудники детского сада для детей с РАС «Мы Вместе», открытого несколько лет назад при Казанском федеральном университете. Они также представили свои доклады и видения касательно проблематики работы с такими детьми.
«Многочисленные исследования показывают, что проблема повышения качества дошкольного образования стоит очень остро. Основные сложности возникают при выполнении таких требований стандарта, как: индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание доступной среды и условий для развития мышления, воображения и детского творчества. Мы провели экспериментальную работу на базе детского сада «Мы Вместе». По результатам проведённого мониторинга были выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды: структурирование педагогической работы, пространство и оборудование, и взаимодействие. В книгах может быть написано одно, и написано-то правильно, но на практике, к сожалению, не всегда все это работает, потому что индивидуальность каждого ребёнка учитывает специфику его развития», – поделилась мнением заведующая детским садом «Мы Вместе» Эльвира Садретдинова.
В завершении Ирина Нигматуллина важность работы детского сада, а также то, что в нём уже давно успешно существует практика методического методическое сопровождение процесса обучения работы с детьми с РАС и научное руководство по комплексному сопровождению таких детей.