Прошедшая неделя ознаменовалась проведением методического семинара по проблематике наставничества в стенах Лицея им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Данная проблема актуализировалась в последнее время не только благодаря приоритету Года педагога и наставника, который сейчас проходит в России, но и большим интересом к наставнической деятельности во всем мире.
С приветственным словом к участникам семинара выступила директор лицея Лобачевского КФУ Елена Скобельцына, обозначив потенциал образовательного кластера «университет-лицей». По мнению Е.Г. Скобельцыной, наставничество, как феномен, важно развивать в разнообразных направлениях, на различных уровнях, что обогащает всех участников образовательного процесса в условиях школьно-университетского партнерства. В своем комплексном докладе она раскрыла сущность и эффекты проектов Лицея, направленных, в том числе, на подготовку юных педагогов, взращивание «молодой педагогической когорты», основу которой составляют выпускники-лицеисты.
В работе семинара принимали ученые Института психологии и образования КФУ, доценты кафедры педагогики высшей школы Татьяна Баклашова и Надежда Телегина. Они сфокусировались на представлении концептуальных основ наставничества, разработанных и внедренных в практику казанским ученым, доктором педагогических наук Масалимовой А.Р., обосновавшей теорию и методологию наставнической деятельности при реализации подготовки профессионала внутри организации. Основной идей А.Р. Масалимовой выступает комплементарное взаимодействие, заведенное в принцип наставничества. Оно предполагает «организованное взаимодействие субъектов корпоративного обучения разных квалификаций и уровней». Это осуществляется с целью «повышения суммарного эффекта их совместных усилий для максимального использования потенциальных возможностей, имеющихся и новых интеллектуальных ресурсов организации в осуществлении эффективной наставнической деятельности».
Татьяна Баклашова раскрыла современные зарубежные практики наставнической деятельности в подготовке студентов-педагогов, представила опыт школьно-университетского партнерства в КФУ. Особое звучание на семинаре получил опыт обучения в педагогическом классе, созданном на площадке Лицея Лобачевского. Его представила Надежда Телегина, обозначив не только особенности реализации проекта, но и его эффекты – каждый из выпускников педагогического класса задействован в социальных проектах, реализует исследовательскую, волонтерскую деятельность в своем вузе.
Молодые учителя Лицея, в прошлом его выпускники, представили на семинаре результаты своих проектов, помогающих им совершенствовать процесс преподавания, оттачивать его методическую составляющую. По словам Елены Скобельцыной, взращивание в стенах Лицея наставников, будущих педагогов происходит благодаря генеральной стратегии ОО, где доминантой выступает передача опыта подрастающему поколению, всецелая поддержка как учащихся, так и педагогов