Детский театр КФУ «Радуга» создан на базе Института психологии и образования по приказу ректора КФУ И.Р.Гафурова в сентябре 2017 года и ставит своей целью развитие творческих и актерских способностей детей младшего школьного возраста, воспитание духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриота. За два года детский коллектив «Радуги» поставил 7 спектаклей, каждый из которых стал определенной вехой в становлении и развитии младших школьников.
Спектакль «Кошкин дом» по пьесе С.Я.Маршака, фантастическая сказка-приключение «Путешествие в XXX век», спектакль к 190-летию Л.Н.Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства», спектакль ко Дню Победы «Мы - патриоты своего Отечества», фольклорный спектакль на русском, татарском и английском языках «Наша веселая ярмарка», кукольные и пальчиковые спектакли по русским народным сказкам «Репка», «Теремок» и сказка «Репка» на современный лад. В настоящее время идет подготовка к спектаклю «Виват, КФУ!», посвященному 215-летию со дня основания Казанского университета.
Юные актеры театра КФУ «Радуга» выступали со своими спектаклями на Международном форуме по педагогическому образованию в мае 2018 года, на Всероссийском форуме по патриотическому воспитанию, организованном Департаментом по молодежной политике КФУ, на итоговом мероприятии по празднованию Года Л.Н.Толстого в Казанском федеральном университете «Ночь в Императорском», на празднике в честь Дня Победы в Историческом мемориале Казанского кремля.
Спектакли детского театра и репетиции к спектаклям создают особую атмосферу для педагогического взаимодействия в модели «студент-учащийся», которая позволяет детям – актерам понять тему и идею спектакля, раскрыть содержание пьесы, понять поступки героев. На протяжении всей учебной деятельности в детском театре младшие школьники получают не только знания по театральному искусству, актерскому мастерству, но и опыт развития лучших нравственных качеств личности: патриотизма, гражданственности, ответственности, толерантности, долга, чести, порядочности.
Каждый спектакль создает условия для формирования гражданских и патриотических качеств личности ребенка-актера. Готовясь к спектаклям, юные актеры изучают историю Великой Отечественной войны, знают о подвигах детей-подростков, о подвиге блокадного Ленинграда, о битве под Москвой, о Курской и Сталинградской битвах, о взятии Берлина. Самое главное – младшие школьники знают о массовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., о том, что Великая Победа в мае 1945 года была достигнута огромной ценой.
Младшие школьники поняли, что такое война и как она страшна для современного человека, для современной цивилизации. Актеры детского театра – дети дошкольного и младшего школьного возраста - сердцем прочувствовали подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Спектакль «Мы - патриоты своего Отечества» актеры детского театра, которым всего от 5 до 10 лет, показывали четыре раза на самых высоких уровнях и площадках. 5 мая 2018 года – в Казанском федеральном университете, перед преподавателями и студентами, школьниками Республики Татарстан. 12 мая 2018 года – в Казанском Кремле, в Музее истории Великой Отечественной войны, перед ветеранами войны и тружениками тыла. 23 мая 2018 года – на Международном форуме по педагогическому образованию перед учеными зарубежных стран и российскими учеными. 18 ноября 2018 года – на Всероссийском патриотическом форуме КФУ перед 120 участниками, приехавшими из разных регионов Российской Федерации. Выступая в гимнастерках и пилотках, дети прониклись чувством патриотизма, гражданственности, слова и песни военных лет шли от сердца каждого выступающего.
Спектакли «Путешествие в 30 век», «Виват, КФУ!» направлены на воспитание патриотов Казанского федерального университета, патриотов своего учебного заведения, патриотов родного города Казани. С самых простых понятий начинается любовь к Родине и Отечеству. Когда ребенок знает историю создания Императорского Казанского университета, испытывает гордость за научные открытия и достижения, сделанные великими учеными, у него рождается вера в Россию, чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества. У детей возникает желание приумножать успехи КФУ, самому творить Историю, быть активным гражданином своей страны.
Спектакль «Наша веселая ярмарка» на русском, татарском и английском языках воспитывает в юных актерах ценностное, уважительное отношение к своему национальному языку и культуре, культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям разных национальностей. Дети младшего школьного возраста узнают о традициях и обычаях русского, татарского и английского народа, сравнивают культуру этих народов и понимают, что их объединяет многое. Диалог культур помогает ребенку осознать, что все мы разные, но мы должны жить вместе в этом сложном современном мире. Идея спектакля - воспитание гражданственности, патриотизма и ответственности за свои слова и поступки.
Детский театр КФУ «Радуга» способствует приобщению детей к отечественной и зарубежной театральной культуре, драматургии и литературе – духовному наследию России, Республики Татарстан, мировой культуре. Театральная деятельность в «Радуге» позволяет формировать личность ребенка на традиционных культурно–нравственных ценностях нашего Отечества, формирует семейные ценности в сознании молодого поколения. Самое главное - каждый день в театре идет работа по развитию творческой активности и привлечению детей к занятиям творчеством, театром, литературой.
Большим достижением в работе театра «Радуга» является волонтерская деятельность студентов, обучающихся по направлению «Начальное образование и английский язык». На занятиях в детском театре «Радуга» с каждым ребенком работает студент-волонтер, который помогает актеру освоить роль, понять характер персонажа, идею произведения.
Во время работы в детском театре студенты получают бесценный опыт педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учатся быть педагогами, воспитателями. Организация волонтерства в детском театре позволяет формировать общекультурные, профессиональные компетенции студентов, формировать рефлексивно-аналитические, организационные, методические умения, воспитывать нравственные качества личности. У студентов формируется готовность и способность работать учителем начальных классов.
Профессиональная компетенция учителя начальной школы рассматривается нами как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для развития личности младшего школьника.
В процессе проведения учебных занятий в детском коллективе «Радуга» формируются профессиональные компетенции студентов - будущих учителей начальных классов:
Рефлексия собственно профессиональной деятельности осуществляется студентами до, в процессе и после занятий в детском театре «Радуга». Критериями анализа профессиональной деятельности является учебная ситуация, куда входят возможности, способности и действия учащихся, а также особенности изучения предмета «Творческое и актерское развитие школьников» (детский театр). Благодаря этому будущий педагог свою деятельность встраивает в деятельность учащихся.
В профессиональную рефлексию будущих учителей с точки зрения совместной деятельности с детьми входит осмысление собственных действий с позиций учащихся до осуществления деятельности (как ученики будут реагировать на инициирующие действия учителя, какие трудности могут возникнуть у детей, как их преодолеть), в процессе деятельности (реакции учащихся, их причины) и после осуществления деятельности (как ученики реагировали на его действия, какие трудности возникли у детей и почему, как их преодолеть).
С позиции моделирования деятельности профессиональная рефлексия студентов-волонтеров детского театра «Радуга» заключается в осознании приоритетов деятельности (роли профессиональных действий в развитии детей, в том числе и учебной рефлексии), условий (имеющиеся и недостающие знания и умения учащихся, которые будут нужны для инициации осознания учебной проблемы, ее решения; особенности предметного содержания и технологии изучения предмета), осмысление последовательности действий в развитии учащихся, возможных трудностей у самих студентов, их причин и путей их преодоления.
С позиции профессионального развития рефлексия студентов-волонтеров, будущих педагогов начальной школы связана с осмыслением границы собственных возможностей в формировании предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в реальном учебном пространстве и с определением ориентиров в собственном профессиональном совершенствовании. Главными качествами и условиями педагогического творчества студентов-волонтеров детского театра выступают способность к самоанализу, к саморазмышлению; склонность к анализу – анализу того, что происходит в поведении учеников; склонность к творчеству – умению создавать новое, оригинальное.