Накануне 75-летия доктора философских наук, заслуженного профессора КФУ, члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан Мидхата Хабибовича Фарукшина журналист пресс-центра встретился с юбиляром.
Член-корреспондент АН РТ, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки ТаССР и РФ, академик и член Президиума Российской академии политических наук, член Международной ассоциации политических наук, член Российской ассоциации политических наук, член Научно-методического совета по политологии Министерства образования и науки РФ, председатель Научного совета по политологии АН РТ, единственный в Татарстане политолог, к мнению которого прислушиваются не только в России, но и за рубежом.
- Мидхат Хабибович, могло ли получиться так, что вы пошли учиться не в Казанский университет, а в другой институт?
- Нет. Я с детства мечтал стать следователем. А наш университет в то время был единственным вузом в Казани, который готовил юристов. Так что, других вариантов у меня не было. Хотя я понимал, что поступить сюда будет очень не просто.
Я заканчивал пятую школу (сейчас это лицей №5 с изучением польского языка). И мы с моим школьным другом, одноклассником Валерием Гатаевым (Гатаев Валерий Закирович - известный артист театра и кино , исполнитель роли Фрола в фильме "Тени исчезают в полдень" и многих других киноролей) решили вместе поступать в университет. Мы так с ним были близки, что даже к вступительным экзаменам готовились вместе. Лишь спустя годы мне стало понятно, из совместной подготовки ничего хорошего получиться не могло.
Но, как и положено настоящим друзьям, мы пообещали помочь друг другу на экзаменах. Первым мы сдавали историю. И я, подсказывая ему что-то, получил замечание от преподавателя. Им оказалась Елизавета Михайловна Смирнова – известный историк, доцент историко-филологического факультета. Она сделала замечание, но не выгнала, а дала возможность отвечать по билету. И что самое важное, поставила справедливую оценку за мой ответ.
Не знаю, то ли от волнения, то ли от переживаний, но я не смог ответить на ее простой вопрос: "Какой лозунг выдвинули большевики в период Первой мировой войны?".
У меня совершенно вылетели из головы слова известного изречения «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую», которое Ленин произнес в августе 1914 года. И Елизавета Михайловна справедливо поставила мне "четверку". А Гатаеву поставила "двойку", и он сразу выбыл из конкурса. И, может быть, именно благодаря этой оценке он смог состояться как известный артист.
Однако я, получив "четверку", был на грани паники: потерять балл при поступлении на юрфак, было чревато печальными последствиями. Поэтому я мобилизовался, написал сочинение и сдал английский на "пятерки" и воспрянул духом – у меня появилась некоторая уверенность, что мои 14 из 15 возможных баллов дают мне шанс на поступление. Я надеялся, что сдам и последний экзамен – географию – на отлично. Однако преподаватель придирчиво ко мне отнесся и, несмотря на то, что я ответил на все дополнительные вопросы, он все равно поставил мне "четыре". Чем-то я ему, видимо, не понравился. Таким образом, сумма заработанных мной баллов стала равняться 18 – это был проходной балл. И с 1-го сентября 1961 года я стал студентом юридического факультета Казанского университета.
- А как восприняли ваши родители эту новость?
- Конечно, были мной горды. Я вышел из простой семьи. Отец, участник Гражданской войны, воевавший в 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, в мирное время был редактором-переводчиком: переводил различные документы и фрагменты из произведений В.И.Ленина с русского на татарский А мама – простая рабочая типографии. Мы вчетвером жили на частной двухкомнатной квартире, каждая комната - по семь квадратных метров. Можете себе представить? Несмотря на то, что в войну я был ребенком, в памяти запечатлелись самые яркие картины. Одна из них, как мама делает котлеты из картофельных очисток. И нам они казались очень вкусными. Так что меня трудно сломать – я закален трудностями.
- И вот вы стали студентом Казанского университета. Однако ваша мечта стать следователем не сбылась.
- Да, к третьему курсу я охладел к практической деятельности, так как понял, что меня больше интересуют исследования. Я основательно увлекся научной работой, и уже в 1959 году у меня вышла первая публикация в журнале студенческого научного общества.
- Думаю, что увлечению наукой поспособствовали преподаватели университета. Кто из профессуры вам запомнился более всего?
- Тут совершенно интересная история. Дело в том, что когда я поступал, на юрфаке было всего три кафедры и только один профессор - Александр Тихонович Бажанов. Зато в то время очень сильной была доцентура. Мне кажется, тогдашняя доцентура была намного сильнее, чем сейчас. Почти все преподаватели были участниками войны, с колоссальным жизненным опытом. Их всех можно охарактеризовать одним словом: это были очень квалифицированные люди. Я вспоминаю Бориса Степановича Волкова, Рашида Серазетдиновича Ажимова, Н.А.Волкова, А.И.Левшина, Г.С.Семенькова, С.М.Узбекова, З.А. Дмитриеву и особенно Рахмана Хасановича Яхина, человека с большой буквы, который опекал меня все студенческие годы. Они и хорошо были подготовлены теоретически, и знали практику. Их лекции строились не только на основе теории, но и на основе обобщения практики, что для нас, студентов, было чрезвычайно интересно. Именно благодаря сложившемуся коллективу этих ученых, их новаторским идеям в науке и педагогике к пятидесятым-шестидесятым годам прошлого столетия восходят истоки современного юридического факультета.
Студенческая жизнь не сводилась только к учебе: спортивная и художественная самодеятельность не обходилось без активного участия юристов. Я играл в баскетбол - за факультет, в футбол- за сборную университета, к тому же продолжал заниматься боксом. Им я увлекся еще школьником. Хочу сказать, что занятия боксом помогают развивать настоящие мужские качества, прежде всего характер.
Но на третьем курсе один преподаватель сказал мне: "Научная работа и бокс - вещи не совместимые". Я подумал, все взвесил, и, хотя еще старшеклассником я стал чемпионом РСФСР среди юношей моего возраста, понял, что не стало у меня уже того интереса к боксу, как раньше, и ходил в спортзал редко.
Меня полностью захватила наука. Я несколько лет был председателем студенческого научного общества факультета. С товарищами мы издавали "Вестник студенческого научного общества", а также ежемесячную стенную газету «Вестник СНО», организовывали и проводили студенческие научные конференции по праву, приглашали ведущих практиков–юристов, как сейчас бы сказали, на мастер-классы.
Вспоминается, что однажды мы с однокурсником пошли приглашать на такую встречу очень известного в то время адвоката Ушакова, жившего на улице Чехова. Он провел нас в свой кабинет, и я остановился пораженный - все стены от пола до потолка были уставлены книгами. Такое огромное количество книг в частной библиотеке я увидел впервые. Но Ушаков не просто был страстным библиофилом - он был потрясающе образованным человеком. Что вызвало у меня удивление – так это его картотека по уголовным делам, которые встречались ему в практике. По существу, это был ученый - практик. И вот встречи с такими людьми, как Ушаков, помогали нам состояться как исследователям.
Я закончил университет с красным дипломом, и по распределению был направлен в министерство внутренних дел Татарстана и был готов уже приступить к работе, но буквально накануне собеседования в МВД мой заведующий кафедрой Рахман Хасанович Яхин предложил остаться на кафедре в качестве ассистента. Я дал согласие, но напомнил, что меня ждут в министерстве. И тут в дело включился ректор Казанского университета.
Михаил Тихонович Нужин пригласил меня к себе, усадил за стол и по-отечески со мной поговорил.
- Ну, зачем вам это МВД? – как сейчас помню, спросил меня Михаил Тихонович. - Оставайтесь здесь. Тем более, говорят, что у вас способности к научной работе. Не переживайте, я позвоню министру, поговорю насчет вас.
На следующий день я пришел на собеседование, назначенное мне в МВД. Начальник отдела кадров буквально с порога сказал мне: "Ректор ваш звонил, сказал, что вас оставляют в университете. Идите и светите на поприще науки! "
Так совершенно незнакомый человек дал мне совет, который невольно стал моим девизом, а Казанский университет стал всей моей жизнью. И больше тут и добавить нечего.
1 курс. На "картошке"
- Как вас встретил университет в новом статусе?
- Я хорошо помню, что стипендию после окончания университета платили еще один месяц - июль. Я приступил к работе с 1 августа, но в университете ставки действовали с 1 сентября. И тут мне снова помог Михаил Тихонович: он сделал так, чтобы меня зачислили на работу с 10 августа, чтобы мне "было на что жить", как сказал Нужин.
На моей памяти Михаил Тихонович остался великим человеком. Именно - великий! Мыслящий и, я бы сказал, с даром предвидения будущего. Это был выдающийся деятель системы высшего образования, да и не только образования. Он был настоящим Государственным человеком - а это значит, что он был всегда на передовой, работал так, что его спустя столько лет до сих пор уважают люди.
И вот с первого сентября 1961 года я начал преподавать. И это было тяжелейшее для меня время - нужно было не просто проводить семинары, но и читать лекции первокурсникам и старшекурсникам.
- Тяжело, потому что старшекурсники знали вас еще как студента, а не преподавателя?
-И не только это! Но я скажу так: я перед ними не тушевался. Трудности были в том, что мне, молодому преподавателю, вчерашнему студенту, приходилось целыми днями готовить курс лекций, очень помогли и записи, которые я делал на лекциях моих учителей.
Проработав ассистентом кафедры два с лишним года, я поехал учиться в Москву. К этому времени мне удалось сдать кандидатский минимум, и в аспирантуре МГУ на кафедре теории государства и права я учился два года вместо обычных трех. Но я написал диссертацию раньше, и примерно за полгода до окончания аспирантуры, в мае 1965 года, защитился и вернулся в Казань. И тут остро встал вопрос с моим трудоустройством. Предварительно у меня был душевный разговор с тогдашним деканом факультета Фидаи Нургалиевичем Фаткуллиным. Он обещал похлопотать о должности старшего преподавателя, если я защищусь досрочно. Однако к моменту моего возвращения декан поменялся, а мой бывший научрук, с которым мы немного поссорились, предложил мне всего лишь должность ассистента. Я попытался напомнить ему, что у меня более чем двухлетний опыт преподавания, да и в МГУ, будучи аспирантом, я вел семинарские занятия в двух группах. К тому же в семье было тяжелое материальное положение: отец - на пенсии, мама работает на маленькую зарплату, сестренка – учится, и некому их поддержать, кроме меня. Но он мне отказал. Видимо, побоялся конкуренции: почему-то во мне, 25-летнем парне, он увидел потенциального противника.
Но стоит ли раскисать, сталкиваясь с жизненными трудностями? Конечно, нет. Когда я жил в МГУ на Ленинских горах, за мной буквально по пятам ходил зав кафедрой КАИ, который приехал туда на повышение квалификации. И он уговаривал меня перейти в КАИ на должность старшего преподавателя. Однако мне так жалко было уходить из родного университета, что я долго сомневался.
В то время в обкоме партии заведующим отделом науки, культуры, учебных заведений Татарского обкома КПСС был Мансур Хасанович Хасанов (впоследствии - первый президент Академии наук Республики Татарстан). Он встретил меня как-то и сказал: "Иди, не сомневайся. Мы тебя поддержим. Потом вернем в Университет". И я пошел, а в 69-м году вернулся обратно в Казанский университет.
- Я заметила, что в особо значимых для вас жизненных моментах всегда находился человек, который поддерживал и помогал вам советом.
- Да, были и такие люди, но встречались и такие, кто мешал, завидовал. Жизнь - штука такая: добро без зла не бывает, так же, как нет худа без добра.
- В жизни должно быть равновесие.
- Вы знаете, я по знаку зодиака весы — а это знак справедливости. Не зря, наверное, астрологи связывают характер человека со знаком зодиака.
Начав работать в КГУ страшим преподавателем, через 10 лет (в 1979 году) я стал заведующим кафедрой научного коммунизма. Но в середине 80-х, в начавшуюся перестройку, я задал вопрос Александру Ивановичу Коновалову вопрос о целесообразности создания новой кафедры – кафедры политологии. Глубоко уважаю этого человека. Его заслуга заключается в том, что в Казанском университете было положено начало преподаванию политологии и исследованиям в этой области. В январе 1990 года приказом ректора КГУ кафедра научного коммунизма была преобразована. На момент открытия это была первая политологическая кафедра в Поволжье и одна из первых кафедр в стране. И с того времени и до 2009 года я был ее заведующим. Когда мне исполнилось 70 лет, я ушел с этого поста.
- Да только ли по возрасту вы ушли? Говорят, вас невзлюбил Шаймиев.
- Ну, я же не шоколад и не виски, чтобы меня любить. Да и откуда ему меня любить. Я написал книгу "Лицо и маска: Заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005" (кстати, именно в этой книге появился термин "Аульная аристократия", впервые использованный Мидхатом Фарукшиным и ставший впоследствии нарицательным в работах многих политологов, пишущих о Татарстане).
Причина появления этой книги – одна я расценивал и расцениваю Шаймиева как обычного нормального человека со своими достоинствами и недостатками, естественно, человека не без организаторских способностей, игравшего по правилам системы, в которую он был интегрирован и волею судеб оказавшегося у кормила власти, накопившего большой опыт политического маневрирования и компромиссов. И как к человеку я испытывал и испытываю к нему уважение. Но меня возмущали некоторые угодники и подхалимы, ставившие его в один ряд с выдающимися политическими деятелями ХХ века – Ф. Рузвельтом, Ш. де Голлем, У. Черчиллем, К. Аденауэром и т. п. Думаю, он и сам ощущал неловкость. Всему должна быть мера.
Было время, когда я часто публиковал в газете "Вечерняя Казань" свои статьи критического плана, касающиеся политической ситуации в республике. И вот как-то на общем собрании Академии наук в Доме политпросвещения я во время перерыва вышел в вестибюль, полный народа. Прогуливаюсь, и вдруг меня кто-то сзади трогает за рукав. Поворачиваюсь - Шаймиев. Мы с ним поговорили, и он на прощание мне сказал: "Все, что вы пишите, - правильно".
Я ему говорю:
- Не может быть, что вы так считаете.
- Совершенная правда, - ответил он.
А в 2005 году у меня вышла книга. После этого отношение Шаймиева и его свиты ко мне резко изменилось. Хотя я никогда и не претендовал на его доброе отношение к себе.
- То есть для вас неважно, как к вам относятся власть имущие?
- Как не важно? Конечно, обидно. По-человечески любому обидно, когда власть его недооценивает, а, главное, мстит.
- За прошедшие годы вами написано 18 монографий и учебников, большое количество других публикаций. Темы ваших исследований обширны и разнообразны. К тому же вы один из немногих профессоров университета, подготовившим более 40 кандидатов наук.
- Если быть точным, я подготовил 46 кандидатов наук, а по девяти докторским был научным консультантом. Кстати, ряд моих учеников работают в высших органах государственной власти республики.
- Учитывая ваш колоссальный опыт преподавания, скажите, пожалуйста: что объединяет студентов Казанского университета 60-х годов и нынешних?
- Объединяет молодость и свойственные ей интересы. А отличным я вижу все-таки тот факт, что сейчас студенты уделяют меньше внимания учебе, меньше читают, чем тогда. Да и требования к ним предъявляют не такие строгие. Когда мы учились на 1 курсе, у нас была преподавательница. Так вот она требовала, чтобы мы конспектировали произведения классиков марксизма-ленинизма, относящиеся к проблемам государства и права. Как сейчас помню, мы по ее рекомендации не просто прочитали всю работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», но и законспектировали первую, третью, девятую главы. Сама по себе эта книга интересна, но этим главам мы уделяли особенное внимание. Понятно, что этим мало кого удивишь. В нашей истории удивительным было то, что Зоя Дмитриевна не просто задавала нам материал для конспектирования, она прочитывала конспекты (!) и не ленилась делать ремарки к прочитанному. Вот как работали преподаватели. Студенты им не уступали. Конечно, и среди нас встречались ленивые. Но основная часть была нацелена на учебу и стремилась добывать знания. Сейчас, я думаю, тоже есть очень толковые студенты, которые буквально вгрызаются в науку. Но таких, к сожалению, мало.
- Кем вы себя больше ощущаете - просветителем или ученым?
- Я считаю себя больше научным работником…
- ... мечтающим протоптать в науке свою тропинку….?
- Во всех вопросах свою тропинку протоптать нельзя - только в одном каком-то направлении. Проблем и тем много, и любой ученый опирается на то, что было разработано до него. Также, как сейчас, кто-то использует в своих работах написанное мной. И это нормально. Главное, чтобы не было плагиата. На днях я посмотрел Science direct - так вот там ссылались на мои работы 454 раза. По РИНЦ число сославшихся на меня людей 72.
- Почему сегодня так важно публиковаться? Как вы относитесь к тому, чтобы у преподавателей выходило больш е статей.
- Это связано с тем, что российские вузы включились в соревнование, конкурируют с другими университетами мира за место в мировом рейтинге, а это показатель эффективности и престижа вуза. Одним из многих критериев стало цитирование: сколько публикаций преподавателей и аспирантов конкретного Университета появилось в изданиях, которые индексируются Scopus, сколько ссылок в РИНЦ, сколько статей опубликовано в изданиях из перечня ВАК.
Надо понимать, что это не прихоть Ильшата Рафкатовича. Он, как и другие ректора ведущих вузов России, повернул Казанский университет в то направление, в котором работают ведущие вузы мира. Главное условие этого изменения направления заключается в том, чтобы стать конкурентоспособным среди мировых вузов. Отлично, что рейтинг Казанского университета повышается, а раз так, то повышаются требования к работе преподавателей.
Раньше как было? Прочитал свой курс, опубликовал одну-две статьи за год в каком-нибудь провинциальном, никому не нужном издании - и все, ходишь героем. А сейчас преподаватель должен думать, сколько его публикаций может попасть в Scopus, сколько в РИНЦ, сколько в издания из перечня ВАК, какой индекс Хирша и т.д. А попадание в эти журналы требует качественных исследований. Но многие, к сожалению, не отвечают этим критериям. И естественно, такие люди будут недовольны реформой и ректором.
С позиции своего жизненного опыта хочу сказать "обиженным": поймите, что мы идем в правильном направлении. И окончательная цель нашего пути – повышение эффективности деятельности и престижа Казанского университета.
- Среди ваших бывших студентов – а их насчитывается около тысячи - люди, известные далеко за пределами Татарстана. А чьим учеником себя считаете вы?
- (задумался) Он не был моим научным руководителем, но человеком, который стал для меня примером, я считаю Фидаи Нургалиевича Фаткуллина. Это известнейший специалист в области уголовного процесса, прекрасно разбирался в вопросах теории государства и права, во многих вопросах отраслевых правовых наук. Это был потрясающе эрудированный человек, ставший доктором наук в молодом возрасте. Я видел, как он работает, и это оказало на меня влияние. Мы дружили, и я очень гордился и горжусь этим.
- А вам удалось воспитать ученика, про которого окружающие бы сказали, что "он превзошел учителя"?
- Трудно судить: ведь многие мои ученики пошли не по научной стезе, а в другие структуры. И тут сравнивать сложно, достиг ли он высот в своей сфере или нет.
А в науке - Олег Иванович Зазнаев (завкафедрой политологии). Он был моим аспирантом, и докторантом. У Андрея Большакова (завкафедрой конфликтологии) я был научным консультантом по докторской диссертации. Думаю, никто из них не будет отрицать, что значила для них моя поддержка. За десять лет до окончания срока заведования кафедрой и взял обязательство подготовить на кафедре двух докторов наук и выполнил его: Зазнаев и Большаков стали докторами наук. Они еще молодые – так что все новые научные открытия у них впереди. А значит впереди и большая работа.
- Спасибо, Мидхат Хабибович, что в предъюбилейной суете нашли время на встречу и поделились своими воспоминаниями и мыслями.
Пресс-центр университета поздравляет Мидхата Хабибовича с юбилеем и желает ему многих научных и творческих успехов и открытий! Светите на поприще науки и впредь!
Наш юбиляр
Родился 30 сентября 1939 года. Окончил с отличием юридический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру при кафедре теории государства и права Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Область научных исследований – теоретические проблемы политологии. Большое внимание уделял теории политических партий и партийных систем (опубликовал монографию и ряд статей). Исследовал противоречия демократизации в условиях реформирования общества; противоречия становления многопартийности в России; проблемы политического элитизма и политической регионалистики.
Особое внимание уделяет сравнительному изучению федерализма в российском и зарубежном контексте. Монография «Федерализм: теоретические и прикладные аспекты», изданная в Москве в 2004 г., была оценена в ведущем академическом юридическом журнале России как одна из «наиболее солидных научных работ по вопросам федерализма в современной мировой литературе» (Государство и право, 2006, №1, с.124).автор свыше 270 научных работ, в том числе 18 монографий и учебников по политологии и праву. Имел 6 международных грантов и дважды трехлетние гранты РГНФ на исследовательскую работу. Монографии автора неоднократно завоевывали первые и другие призовые места в различных конкурсах научных работ.
Подготовил 46 кандидатов наук, по 9 докторским диссертациям выступал в качестве научного консультанта. Выступал с научными докладами на многих всероссийских и международных конференциях, в том числе на Всемирных Конгрессах Международной ассоциации политических наук в Москве, Берлине, Сеуле, Фукуока (Япония). В роли консультанта и эксперта привлекался в состав рабочих групп по подготовке государственных документов, в частности, проекта Декларации о государственном суверенитете РТ и проекта новой редакции Конституции Республики Татарстан и др.
Зарипов Айрат
24.11.14, 01:40
+1
|
От всей души поздравляем с Юбилеем! Крепкого здоровья, долголетия, счастья и удачи во всех делах! |
читатель
03.10.14, 14:21
+1
-4
|
Здоровья, успехов!!! Но мне тоже не нравиться, когда говорят про татар "аульный ... ". Мне известна семья, в которой более 10 поколений все с высшим образованием, очень грамотные и всесторонние. И в их семье, как и у многих татарских семьях да и не только у татарских, был период (страна избавляется от белогвардейцев, избавляется от дворянского сословия), когда прабабушке и прадедушке пришлось пару детей отправить в Финляндию, а посильней детей собрать и увезти из Казани в деревню, чтоб выжать, чтоб вырасти детей. Прадед проходит японскую войну, был на второй мировой и после возвращаются в 50 годах опять в город со всей семьей (не в Казань, но в город).. конечно у всех у них говор с акцентом, но не мешал он дальше детям давать высшее образование. |
Выпускник 2008
30.09.14, 16:21
+16
-5
|
Поздравляем дорогого Мидхата Хабибовича с юбилеем!! счастья! здоровья! |
Светлана Гавва
30.09.14, 13:54
+15
-5
|
Такие примеры вдохновляют на работу над собой. Поздравляем!! |
Студент 5 курс
30.09.14, 13:34
+18
-5
|
Великий человек! хочется пожелать ему самого главного - здоровья и долгих лет жизни! |