Мы продолжаем серию публикаций воспоминаний выпускников Казанского университета. Сегодня наш собеседник - министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, выпускник 1993 года Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности "правоведение" Ленар Сафин.
- Ленар Ринатович, абитуриентам всегда сложно взвесить все за и против и решить, в какой вуз подать документы. Как вы пришли к своему выбору?
- На выбор повлияло два фактора. Я мальчишкой мечтал стать офицером, связать свою судьбу с правоохранительной системой. А если уж быть совсем честным: я хотел работать в КГБ. Был такой юношеский порыв на этом поприще послужить родине.
Я четко понимал, что только правовое образование позволит работать в системе. А на тот момент КГУ был единственный вуз, который давал подобное образование в республике. Но к окончанию моего обучения в КГУ произошли события, заставившие меня изменить решение стать чекистом. Развал Советского Союза многим спутал планы. И я не рискнул пойти в правоохранительные органы. Но, тем не менее, могу сказать, что мое детское желание сбылось: я служу родине, правда, в несколько другом качестве.
И второй весьма весомый фактор, который повлиял на мое решение стать студентов КГУ: учиться в университете было очень престижно. Впрочем, как и сейчас. Поэтому я в 1986 году и подал документы на юридический факультет Казанского университета.
- Помните ли вы свои ощущения, когда впервые зашли в главное здание Казанского университета?
– То, что именно в этом очень важном для всего университета здании обучаются студенты юридического факультета, не случайно.
Только у нас на факультете царила, и я надеюсь, царит, особая атмосфера единения и корпоративности, сплоченности и верности традициям. У нас даже был свой значок с символикой факультета, с изображением щита и портрета Феликса Эдмундовича Дзержинского. Начиная со студенческой скамьи, я понимал, что студенты юрфака - люди особые: цели и задачи их сформированы и они поступили в университет, четко зная зачем.
Кстати, недавно на Попечительском совете мы вспоминали об этом корпоративном духе, и приняли решение возродить значок юрфаковца.
- Сегодня, чтобы поступить на юридический факультет, школьник должен набрать за экзамены более 185 баллов. А какой был конкурс 28 лет назад?
- Мы сдавали три вступительных экзамена: обществознание, сочинение и историю. Чтобы поступить, нужно было получить "пятерку" на каждом экзамене. Правда, у тебя был шанс и с полупроходным баллом поступить: во время собеседования с деканом начисляли дополнительные баллы за активную жизненную позицию. А доказывали это твои грамоты и дипломы. Сегодня это называют модным словом "портфолио". Таким образом, факультет сразу привлекал активных и умных ребят. Если мне не изменяет память, в тот год конкурс был не меньше 10 человек на место. Помню, как меня обдала волна страха, когда я, пробегая глазами список поступивших, не увидел своей фамилии. Подошел ближе и еще раз сверху вниз стал внимательно читать, пока в самом конце не заметил - "Сафин". Вздохнул с большим облегчением.
- Так вышло, что вы поступили в одну группу, а заканчивали с другой. К кому больше лежит ваше сердце?
- Моя первая группа состояла из 20 парней и 5 девушек. Кстати, несмотря на то, что из 20 мальчиков лишь пятеро было сразу после школы, а остальные уже отслужившие в армии парни со сложившимся характером, "дедовщины" на потоке не было (смеется). А так как девочек было мало, мы очень о них заботились.
С первого дня учебы стало понятно, что нас ждет интересная и насыщенная жизнь. На факультете уделялось достаточно большое внимание спорту. Поэтому мы играли в волейбол, футбол, ходили в походы. Несмотря на то, что я проучился с этой группой всего один год - ушел в армию - мы поддерживаем со всеми теплые отношения.
Юрфак вообще славится тем, что живет своей очень дружной семьей. Поэтому и в тех, с кем я получал студенческий билет на первом курсе, и в тех, с кем ходил на защиту диплома, я уверен так же, как в себе. Кстати, прошлым летом мы собирались - так человек 100 приехало. Вот такой дружный курс у нас был.
- Вы не коренной казанец, насколько я знаю, - во время учебы в общежитии жили?
- Да, на Красной Позиции. И должен сказать, что это тоже была, пусть маленькая, но школа воспитания самостоятельности. Без ложной скромности могу сказать, что мы были самодостаточны: с 1 курса сами себе и кушать готовили, в комнате и на этаже порядок поддерживали...
С общежитием у меня связано очень много разных воспоминаний. Так, на 1 курсе я был ди-джеем. Каждую субботу у нас проводили вечера, и несколько парней, разбирающихся в музыке, в числе которых был и я, составляли, как сказала бы сейчас молодежь, музыкальный плейлист. Каждая суббота становилась маленьким праздником.
- Согласны ли вы с тем, что от сессии до сессии живут студенты весело?
- Отчасти: активные активно живут, а пассивные - пассивно. Но перед сессией все начинают искать конспекты, если сами не ходили на лекции. Тут нового ничего не открою. Но отмечу вот какой факт. Исходя из моего личного и преподавательского опыта, замечу, что, как правило, из хороших троечников получаются толковые люди. "Троечниками" я условно назвал. Наверное, в силу того, что это люди, не зацикленные лишь на учебе. Их жизнь не ограничена только получением знаний. Зашоренные только на учебе студенты могут в жизни потеряться, а вот ребята, которые успевали и в общественной жизни и в спортивной, и учились пусть не на все пятерки, находят свое призвание и становятся успешными. У меня в дипломе одна тройка - подвел гражданский процесс. Но троечником я себя не считаю.
- Можно ли вас назвать везунчиком? Часто ли вам удавалось вытащить на экзамене "свой" билет?
- В классическом понимании, студенческой "шары" у меня не было. А вот хорошее отношение к себе во время экзаменов я чувствовал. Дело в том, что в 1989 году меня приняли в партию. И, как все коммунисты, я ходил на собрания, где наравне с преподавателями решал какие-то вопросы, участвовал в голосованиях. А в общежитии я был парторгом ячейки. Так что преподаватели знали меня не просто как студента, а как члена партии. А коммунист плохо учиться не мог.
- Коммунист к тому же должен был личным примером показывать образцы не только учебы, но и активной жизненной позиции.
- Это так. Я учился и работал в комитете комсомола. Каждый год становился участником Студенческой весны.
- ...И купались в лучах славы: восторги зрителей, гром аплодисментов...
- Было дело (смеется). Учились в одно время с Николаем Зиминым - его, к сожалению, уже нет в живых. Юрфак под его руководством делал шикарные программы, ежегодно занимая призовые места.
Кто-то пел, кто-то танцевал, я же во время Студенческой весны, был "бойцом невидимого фронта" - отвечал за свет, музыку, поиск костюмов по театрам, запись фонограмм. Так что на мне держалась техническая часть выступления.
- Вспоминаете ли вы своих преподавателей, тех, благодаря кому вы получили академическое образование?
- Я с большим уважением вспоминаю всех своих преподавателей. Из тех, кого сейчас уже нет в живых, - это Давид Исаакович Фельдман, Фидаи Нургалиевич Фаткуллин, Николай Стапанович Захаров, Иван Георгиевич Горбачев, Азалий Мергалимович Каримов, Леонид Леонидович Тузов... Леонид Леонидович читал нам логику. Сдать ему экзамен считалось высшим пилотажем. А профессор Михаил Дмитриевич Лысов на лекциях делал паузы, заполняя их своими стихами.
Из ныне здравствующих - это профессор Виктор Павлович Малкин. Еще помню, как нам профессор Людмила Николаевна Бродовская читала историю КПСС.
Впоследствии многие преподаватели стали моими коллегами. Среди них Тарханов Ильдар Абдулхакович. Я первый из его учеников защитил кандидатскую, я его аспирант - этим горжусь. Шалимов Анатолий Николаевич, Султанов Евгений Бодырович, Сафин Завдат Файзрахманович, Чулюкин Лев Дмитриевич, Газетдинов Наиль Исламович.
Отдельно хочу сказать о профессоре Азалие Нургалиевиче Каримове. Это благодаря ему мы знали наизусть гимн Советского союза. Разбуди ночью - и расскажем, и споем.
Он нас учил настолько в патриотическом духе, что в любой момент на лекции он мог поднять и попросить прочитать не первый куплет, а третий или последний. Сейчас я думаю, что именно так и надо прививать чувство патриотизма, а тогда мы считали это самодурством. Ведь он мог не допустить до экзаменов, если ты не знал слов главной песни страны. Вот у него на занятиях никакой шары вообще быть не могло.
Вспоминаю и нашего "Ивана Грозного" - Ивана Георгиевича Горбачева, бывшего в то время замдекана. Уже по тому, как мы его звали, понятно, что был он человеком строгим чрезвычайно. Не дай бог попасться ему во время занятий где-то в коридоре - все, будешь стоять у него в кабинете и отчитываться, почему прохлаждаешься. Причем его строгость равнозначно была направлена и на пятикурсников, и на первокурсников. Он держал порядок и нас приучил к дисциплине.
Много хороших преподавателей было у нас. И всех я вспоминаю с большой благодарностью.
- Что вам запомнилось из студенческой жизни больше всего?
- Я уже говорил о корпоративном духе юрфаковцев. Так вот у нас была еще одна традиция: каждую весну на майские праздники всем факультетом с первого по пятый курс плыли на омике по Волге до Лысой горы. И там устраивали спортивные соревнования между курсами. А вечером разжигали костер, и студенты, вместе со своими преподавателями, пели песни, шутили, смеялись, разговаривали. И такое единение испытывали с сидящими рядом, что казалось ближе, чем они, у тебя никого и нет. Жаль, что эта традиция забыта. Было бы здорово ее возродить.
- Можете оценить, насколько вам хватило знаний, полученных в стенах КГУ?
- Мне пришлось переходить из одной в другую, осваивать новые дисциплины. И помогла мне та системная, очень хорошая платформа, которую дал университет. Я думаю, ни для кого не секрет, что выпускники юридического факультета могут работать не только в правоохранительной системе. Мы смеемся, что наши выпускники работают от директоров кладбищ до руководителей страны.
- У вас богатый жизненный опыт. Что бы вы подсказали и предложили нынешнему поколению студентов и абитуриентов в плане дальнейшего развития. Как стать успешным?
- У каждого своя судьба. Во-первых, каждый из нас должен стать просто хорошим человеком. Естественно, в этом смысле нам очень здорово помогает то образование, которое мы получили в вузе. Во-вторых, молодым и амбициозным ребятам желаю стать тем, кем они хотят. А слагаемых успеха несколько - это трудолюбие, усердие и немного удачи. Но для начала надо учиться, быть активным в жизни и обязательно заниматься спортом.
- Если бы у вас была возможность, вы бы снова выбрали юрфак Казанского университета?
- То, что это был бы Казанский университет - без сомнения. Но, признаюсь честно, сейчас, может быть, я задумался и в качестве первого образования выбрал бы инженерную специальность, а вот вторым получил уже юридическое.
- Какими бы словами вы напутствовали университет в год его 210-летия?
- Я с гордостью говорю, что закончил Казанский университет. И пусть последние 20 лет для России были непростыми: мы из одной общественно-политической системы попали в другую, но, несмотря ни на что, я думаю, что у Казанского университета еще будут яркие имена ученых, которые прославят его.
Было время, когда наукой было невозможно заниматься, а сейчас молодежь возвращается в науку. А это значит, что у КФУ есть все шансы, чтобы войти в сотню мировых вузов.
офицер
20.05.14, 09:10
|
После КАИ там тоже служат. |
биолог
19.05.14, 16:00
+2
|
сейчас тоже многие мечтоют |