Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. «Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему», – подчеркнул Глава государства 2 марта 2023 года на открытии Года педагога и наставника.
Наставничество является одним из древнейших методов передачи знаний, древнейшим институтом человеческих взаимоотношений. Вопросы наставничества рассматривали многие философы, педагоги, ученые. По мнению древнегреческого философа Сократа, главной задачей наставника является пробуждение мощных душевных сил подопечного, а наставник, помогает в самозарождении истины в сознании ученика. Философы Платон и Жан-Жак Руссо отмечали, что взаимодействие наставника и ученика представляет собой сложное искусство общения в равном положении. По мнению чешского педагога и просветителя XVII в. Я.А. Коменского, личность наставника — основа для профессионального и нравственного воспитания. Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал, что: «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», который был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе».
В современном образовании проблема наставничества остается актуальной. Это связано с изменениями, с поиском эффективных технологий, способствующих развитию личности. На сайте Министерства просвещения Российской Федерации отмечено, что в рамках Года педагога и наставника «пройдут мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учителя». О роли наставничества ведется обсуждение на научных конференциях, форумах, семинарах.
В одном из таких мероприятий под руководством доцента кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Ольги Викторовны Разумовой студенты 3 курса - участники студенческого научного кружка «Актуальные проблемы обучения математике в условиях инклюзивного образования», а также ребята, заинтересованные вопросами наставничества, 2 марта 2023 года приняли участие в онлайн-конференции "Менторы и тьюторы в обучении будущих педагогов" на площадке Актион студенты. Модератором конференции выступила Лазарева Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. На конференции обсуждались вопросы, связанные с распространенными понятиями, входящими в структуру образовательного пространства: наставничество, «менторинг», «тьюторинг», «коучинг».
В рамках конференции студенты принимали активное участие, задавали вопросы выступающим. Так, ребята выяснили, что деятельность наставника предполагает решение комплекса следующих задач: трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник; выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности; педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности; создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого. Интересными были вопросы, связанные с механизмами менторинга, тьюторинга, с навыками идеального ментора, тьютора, и для чего они нужны будущему педагогу.
После конференции Ольга Викторовна подвела итоги и подчеркнула, что практики наставничества в настоящее время реализуются в инклюзивных школах г. Казани.
Несмотря на то, что ребята впервые приняли участие в научном мероприятии такого уровня, оно было плодотворным и результативным: каждому студенту вручены сертификаты.