6 декабря 2024 года на педагогическом отделении Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского состоялась отчетная конференция студентов 4 курса по итогам прошедшей педагогической практики. На конференции присутствовали доценты кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Тимербаева Н.В. и Фазлеева Э.И., а также студенты группы 05-109.
Студенты со 2 сентября 2024 года по 17 октября 2024 года проходили практику в ряде школ города Казани, Республики Татарстан и Российской Федерации. В период с 1 по 14 ноября они завершали прохождение практики на кафедре теории и технологий преподавания математики и информатики. Всего было задействовано 16 общеобразовательных учебных заведений. Это традиционные базы практики МБОУ «Лицей № 116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина», Суворовское военное училище г. Казани. Казанские школы: МБОУ «СОШ №34», МБОУ «СОШ №43», МБОУ «Средняя русско-татарская ОШ №57», МБОУ «СОШ №127», МАОУ «Гимназия №139 - ЦО», МБОУ «СОШ №169». Школы Республики Татарстан: МБОУ «Старомокшинская СОШ имени В. Ф. Тарасова» п. МЮД Аксубаевского района, МБОУ «Среднебалтаевская ООШ им. Героя Советского Союза Абзалова Рема Абзаловича» Апастовского района, МБОУ «Карабашская ООШ №1» Бугульминского района. Так же школы ряда регионов России: МОУ «СОШ №92» г. Волгограда, МБОУ «Городская гимназия» г. Димитровграда, ГБОУ «СОШ №11 им. С.С. Виноградова» г. Севастополя, МАОУ «СОШ №25» г. Тюмени, МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары.
На конференции представители каждой школы выступили с отчетами.
Первой очень эмоционально выступила Арутюнян Армине, проходившая практику в МОУ «СОШ №92» г. Волгограда. Она рассказала, как работала в 6, 7 и 9 классах, преподавая математику и информатику и вовлекая ребят в учебный процесс. Выступление она завершила словами: «Важно понимать, что не бывает «лучшего» метода. Его эффективность зависит от конкретной ситуации и умения педагога его применять. Важно не просто выбирать метод, а включать в образовательный процесс целый их комплекс, комбинируя методы и создавая синергетический эффект».
Далее выступили Пензина Дарья и Элекейкина Дарья, проходившие практику в МБОУ «Средняя русско-татарская ОШ №57». Девочки работали в 5, 6, 7 и 8 классах. Вели математику, алгебру, геометрию, статистику и информатику. На своих уроках они использовали: дифференцированные задания для отстающих/успевающих учеников; игровые методы преподавания; проблемный подход к обучению; рабочие листы и интеллект карты; деятельностный подход. Девочки отметили, что во время практики ценными оказались знания психологии, благодаря которым было проще найти верный способ подачи информации классу, индивидуальный подход к каждому ученику. И пожелали, что при подготовке к педагогической практике на 5 курсе необходимо будет уделить особое внимание работе с электронным порталом МЭШ. Еще одним пожеланием к руководству Института было стимулирование интереса студентов к педагогической практике через конкурсы, гранты и другие формы поощрения.
После девочек выступала Жмуденко Мария, проходившая практику в своей родной школе ГБОУ «СОШ №11 им. С.С. Виноградова» г. Севастополя. Она рассказала о положительно приобретенном опыте, который заключается в умении правильно распределить время, корректировать план урока исходя из особенностей конкретного класса, умение заинтересовать детей (командной работой, презентацией или игровой формой работы). Отметила, что во время практики пригодились наработки, которые были сделаны во время пар по методике обучения (математики, информатики), а также конспекты уроков. Рассказала, что на их основе строила некоторые свои пробные уроки. Ее пожелания: выполнять больше практических заданий по подготовке материала и дальше изучать интересные методики работы на уроках.
Запоминающимся было выступление Куликовского Юрия, также проходившего практику в родной школе, МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары. Юрий проходил практику под руководством своего учителя, проводил уроки в 9 и 11 классах. Преподавал темы повышенной трудности (например, интегрирование в 11 классе), руководил подготовкой к олимпиадным зачетам по математике для 10-11 классов. С ребятами 9 класса составлял уникальные задачи по ТВиС, которые потом использовал при проведении контрольных срезов. Завершая выступление, Юрий выделил свои достижения на практике: создание excel-таблички для автоматического проставления оценок за контрольную работу по рисованию графиков в 11 классе (исследование функций инструментами мат. анализа); разработка курса изучения и решения задач о шарах и перегородках. Подходит в 7-11 классах, апробировалось в 9 и 11 классах. Включает подходы объяснений и 20 задач, распределённых на 2 группы (каждая из которых включает задачи для решения в классе и задачи на дом); анимацию с сечениями цилиндра и конуса для преодоления визуальных затруднений учащихся.
Интересным было и выступление Шайдуллина Аделя, также проходившего практику в родной школе, МБОУ «Среднебалтаевская ООШ им. Героя Советского Союза Абзалова Рема Абзаловича» Апастовского района РТ. Адель рассказал, что все в школе относились к нему по-родственному, и учителя, и ученики. Он провел 73 урока по предмету в 5 – 9 классах. Он посещал уроки преподавателей, видел методику преподавания каждого учителя, особенности, которые они используют для разных классов и что на каждом уроке успевали давать материал и решать задания. Также интересно было смотреть занятия других практикантов, видеть, как они учатся и что используют на уроках, как взаимодействуют с классом. Отмечает, что ему понравились свои уроки, сам процесс подготовки к ним, процесс самого урока и как ученики с радостью выполняли все задания и были готовы к сотрудничеству. Каждый урок был интересен по-своему и не было ни одного, от которого остались отрицательные отзывы или эмоции.
Адель констатирует, что применение ряда методик и подходов, изученных на занятиях по методике и педагогике, оказалось успешным в ходе его педагогической практики. Навыки составления конспектов, эффективного управления классом, полученные в ходе изучения педагогических принципов, стали фундаментом для создания позитивной образовательной среды. Он смог устанавливать четкие правила и поддерживать взаимоотношения внутри группы, что способствовало дисциплинированной атмосфере в классе. Применение коммуникационных навыков оказалось ключевым в обеспечении открытого диалога с учащимися. Это позволило лучше понимать потребности каждого ученика и активизировать их в учебном процессе. Внимание к индивидуальным особенностям студентов содействовало их вовлеченности и успешности в обучении. Использование интерактивных методов обучения, в частности групповой работы, сделало уроки более интересными и активизировало учащихся. Этот подход не только способствовал лучшему усвоению материала, но и формировал навыки сотрудничества и командной работы. Из пожеланий к будущей практике на 5 курсе: готовиться к временным рамкам на уроках, больше практиковаться в этом. Заранее ознакомиться с программой курса и подготовить необходимые материалы для уроков. Нужно обратить внимание на тематику уроков, которые будут проводить. Это поможет лучше подготовиться и выбрать подходящие методы и материалы.
Бурлянд Анастасия так же проходила в родной школе, МАОУ «СОШ №25» г. Тюмени, в 5, 8 и 11 классах, под руководством своего учителя математики. Она дала за время практики более 170 уроков. Рассказала о наиболее интересных уроках: Математический «квест» с баллами + bounce ball в 5 классах; Игра «Информационный калейдоскоп» в minecraft на уроке информатики в 8 классе; использование групповой формы при изучении по темы «Целая степень натур. числа» на уроке алгебры в 8 классе; групповая игра на уроке геометрии в 11 классе и т.п. Анастасия научилась гибко реагировать на потребности класса, получать обратную связь.
Все выступавшие отмечали, что многое из изученного на занятиях в университете помогало им во время практики: навыки построения хода урока в форме плана-конспекта, умение распределять время урока (разбиение по этапам), приём постановки проблемной задачи в начале урока, знание возрастных особенностей развития учащихся. Знание психологических особенностей учащихся помогло в создании индивидуальных образовательных планов и подходов к каждому ученику с учетом их способностей и потребностей. Умения планирования уроков, понятия о целях, задачах урока, его структуре. Понимание психологии учеников, особенностей восприятия ими информации.
Все знания, которые были получены по следующим направлениям пригодились:
- педагогика – для лучшего понимания, как правильно нужно взаимодействовать с детьми,
- методика – для правильного конструирования урока, включая подбор задания, организацию учебной работы детей и т.д.
Основной вывод, который делают все студенты – это то, что у них появилось понимание и представление о работе в школе, а это позволило в полной мере ощутить себя учителем и понять правильность своего выбора.
В окончание дискуссии студенты поблагодарили руководство Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского за возможность:
- проходить практику в родных школах, где учителя всегда готовы прийти на помощь;
- ощутить себя полноценными учителями, прочувствовать эту профессию изнутри;
- расширить представления об организации учебного процесса;
- изучить различные подходы к организации учебной и воспитательной деятельности;
- научиться правильно подбирать материал для проведения уроков и т.п.