29 октября 2024 года в Московском педагогическом государственном университете прошло очередное заседание Методологического семинара на тему «Развитие математического и естественно-научного образования в Российской Федерации», слушателями которого стали преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, доценты Н.В. Тимербаева и Э.И. Фазлеева.
Семинар открыл его руководитель Дронов В.П., доктор географических наук, профессор, и. о. первого проректора МПГУ, академик РАО. Основной идеей его вступительного слова была мысль о том, что человек должен быть развит гармонично. В то же время математика отпугивает многих своей сложностью. В связи с чем утеряны базовые знания у части общества, нарастает мракобесие в некоторых слоях населения. Виктор Павлович подчеркнул важность практико-ориентированной подготовки будущего специалиста важнейших отраслей экономики, необходимость формирования человека современно мыслящего. Акцентировал внимание слушателей на том, что интерес приходит вместе со знанием. Рассказал о том, что в Министерстве Просвещения Российской Федерации разрабатывается комплексный план развития математического и естественно-научного образования в Российской Федерации.
Первый докладчик Наумов А.В., чл.-корр. РАН, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой теоретической физики им. Э.В. Шпольского, руководитель лаборатории физики перспективных материалов и наноструктур Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, руководитель Троицкого обособленного подразделения ФИАН им. П.Н. Лебедева, выступил с докладом «Современные технологии как междисциплинарная основа преподавания дисциплин математического и естественно-научного профиля в школе». Он отметил, что в настоящий момент идет стремительное развитие технологий, а мотивация к созданию таких технологий снижается, происходит смена технологического уклада. Соответственно возникают новые проблемы в образовании: промтинженеринг, нейроэкономика; этические проблемы генных, нейроморфных технологий; физика, химия, биология сложных систем и т.п. Контент, который дается в школе, значительно отстает от того, что происходит в окружающем ребенка мире. Поэтому требуются базовые знания, пропедевтика наук на ранних этапах (дошкольное, начальное школьное образование и т.п.), метапредметность (взаимосвязь дисциплин, скоррелированные образовательные программы); необходима цикличность разделов на разных возрастных этапах, мотивация к новым знаниям и исследовательской деятельности через современные и будущие технологии. Важна популяризация наук, добровольная, регулярная, не для профанации. Необходимы как дополнительное образование школьников (в кружках, кванторумах, детских центрах и т.п.), так и дополнительное образование учителей (Троицкая школа учителей физики и астрономии, БШ РАН, Новосибирск).
Второй докладчик Каракозов С.Д, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ, выступил с докладом на тему «Новая фундаментальность в науке и математическое образование». Он отметил: «Фундаментальность в науке – это то, что обеспечивает развитие технологий; технологии могут меняться, но принципы, которые лежат в основе их функционирования, остаются стабильными, и именно из этого будем исходить, когда будем говорить о новой фундаментальности в науке. А математическое образование – это то, что эту новую фундаментальность обеспечивает». Докладчик также обратил внимание на подъем дофаминовой культуры; информационную иерархию построения научных знаний: 1) данные, 2) информация, 3) знания, 4) мудрость. Определяя мудрость как способность применять знания в различных ситуациях, учитывая этические, моральные и ценностные аспекты, Сергей Дмитриевич отметил, что мудрость, другими словами, – это применение технологий, и основы технологий должны даваться в школах. В качестве нормативных основ для развития учебного предмета «Математика» автор доклада привел Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «Математика» и «Информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования».
Комментируя второй доклад, руководитель семинара Дронов В.П. отметил, что новая фундаментальность должна быть не только в науке, но и в образовании, в том числе в школьном образовании: «Школьное образование без деятельностного подхода – это не образование, это просвещение, это работа с информацией. Если эту информацию привязывать к какой-то деятельности, то это и есть новая фундаментальность, упор на деятельностный подход в образовании».
Также на семинаре были представлены доклады: Пурышевой Н.С., доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя кафедры Теории и методики обучения физике имени А.В. Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, на тему «Концепция содержания физического образования в современной средней школе»; Оржековского П.А., чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук, профессора кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ на тему «Проблемы подготовки современного учителя химии»; Теремова А.В., доктора педагогических наук, профессора кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ, на тему «Современные проблемы школьного биологического образования».