19, 20 ноября преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики КФУ приняли участие в XII Международной научной конференции «Электронная Казань на Дунае – 2020», организованной Экономическим университетом (Братислава, Словацкая Республика) совместно с Институтом социальных и гуманитарных знаний (Казань, Россия). В работе форума участвовали ученые из России, США, Канады, Словакии, Республики Беларусь, Казахстана.
Открыл конференцию в режиме онлайн на платформе Zoom председатель оргкомитета Зуев Владимир Иванович, кандидат физико-математических наук, начальник Управления информатизации, заведующий кафедрой прикладной информатики и математики Института социальных и гуманитарных знаний. В своем приветствии профессор отметил важность проведения конференций, посвященных особенностям организации дистанционного и электронного обучения в образовательных учреждениях, особенно в условиях всемирной пандемии коронавируса.
Первая часть конференции прошла в русле раскрытия путей решения проблем, связанных с организацией дистанционного, смешанного обучения в современном университете, представляющим собой сочетание физического и виртуального сегментов образовательного пространства. С интересным докладом выступил Ричардс Гриф (Richards, Griff), директор-основатель и научный сотрудник научно-исследовательского института технологически обогащенных знаний из Университета Атабаски (Канада). По мнению ученого, в настоящее время кардинально меняется система образования во всем мире. Как построить мост или может ли дистанционное образование помочь традиционному перейти в онлайн? Ответ на этот вопрос остался открытым для всех участников конференции.
Просвирина Ирина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь) в докладе «Цифровая эпоха и образование: проблемы, решения, перспективы» рассказала о подходах к учебному процессу в условиях перехода к цифровому формату без изменения приоритетов в преподавании. И.Б. Просвирина поделилась результатами экспериментальной работы по внедрению технологии использования образовательного портала и платформы WebEx при преподавании дисциплин «Криптографические методы» и «Информационные ресурсы». Оживленный интерес среди виртуальной аудитории конференции вызвал приведенный докладчиком итог опроса студентов, связанный с оцениваем работы преподавателя в режиме онлайн. Большая часть студентов оценили работу на «положительно», с выводом о том, что переход в режим онлайн обучения не повлиял на качество получения знаний.
Об особенностях онлайн-обучения во время карантинных мер в Республике Казахстан, в Словакии рассказали соответственно Шаяхметова Лилия, докторант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, и Култан Ярослав (Kultan, Jaroslav), почётный профессор кафедры прикладной информатики из Экономического университета в Братиславе.
Вторая часть международного научного мероприятия была посвящена раскрытию достоинств и недостатков методов геймификации в образовательном процессе. Общую картину в использовании ролевых и деловых игр в учебном процессе по естественно-научным и гуманитарным направлениям позволили составить доклады Никуличевой Наталии Викторовны, кандидата педагогических наук из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ (Москва), Токжигитовой Айнур Нурболатовны из Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан), Шмидта Петер, заведующего кафедрой прикладной информатики из Экономического университета в Братиславе (Словацкая Республика). Присутствующие участники имели возможность задать вопросы как о проблеме выбора уже существующих разработанных платформ для реализации игр при изучении конкретных дисциплин в профессиональной деятельности, так и о психолого-педагогических особенностях использования компьютерных игр в условиях дистанционного образования. Единодушно принят тезис: метод геймификации эффективен при решении практико-ориентированных задач, направленных на управление и принятие правильного решения студентами.
Третья часть конференции, состоявшаяся на второй день, охватила дискуссии, связанные с внедрением в образовательный процесс всех уровней новой модели знаний, призванной изменить индивидуальное поведение учащегося или студента, и направленной на развитие креативности обучающегося. Частью представленной модели является и процесс распространения игровых практик в неигровых процессах, вызывающий определенный интерес и множество вопросов среди широкого круга исследователей-преподавателей. Вопросы, связанные со спецификой обучения младших школьников программированию, демонстрации графических и анимационных возможностей визуального языка программирования Scratch, как средства повышения познавательного интереса и креативности учащихся к изучению информатики, представлены в докладе Д.Г. Масалимовой, О.В. Разумовой, Е.Р. Садыковой «О специфике обучения школьников программированию в среде SCRATCH».
При подведении итогов конференции все участники согласились с тем, что мы живем и работаем в новой технологической реальности, подразумевающей конвергенцию наук и технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий). Данный шестой технологический уклад создает предпосылки для переосмысления сущности современного общества. Образовательная сфера в условиях новых реалий должна быть направлена на парадигму сохранения человеком своей природной идентичности.