На прошлой неделе со студентами третьего курса педагогического отделения Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского КФУ доцентом кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, Садыковой Еленой Рашидовной, было проведено занятие по дисциплине «Психологические основы обучения математики» в необычном формате – формате лекции-дискуссии и лекции с разбором конкретных ситуаций. При изложении лекционного материала студентам был продемонстрирован урок - практикум, сформулирована проблема, которую предлагалось обсудить - рассмотреть ключевые аспекты обучения учащихся и работы учителей в условиях инклюзивного образования.
В первой части лекции студенты в режиме он-лайн смогли присоединиться к занятию, проведенному педагогом-психологом, Ольгой Николаевной Галаниной, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На уроке по теме «Математика в окружающем мире» присутствовали дети разных назальных групп – дети с расстройством аутического спектра, задержкой психического развития (речи), ДЦП. Ольга Николаевна – опытный психолог, с 1995 года работает с детьми с ОВЗ. Она продемонстрировала студентам особенности работы с понятиями «счет», «дни недели», показала, как эти понятия можно связать и как можно закрепить с учениками, испытывающие трудности при их применении.
После проведенной работы и применения интересных методик студенты увидели, насколько дети усвоили материал. После урока Ольга Николаевна смогла прокомментировать его этапы, объяснила студентам выбор соответствующих методик, объяснила, как можно учитывать особенности каждого ребенка. Отвечая на вопросы студентов, Ольга Николаевна рассказала о системе работы казанских школ в условиях инклюзии, о требованиях, предъявляемых к учителю, о взаимодействии с родителями учащихся, о профессиональной подготовке учителя.
Во второй части лекции были заслушаны ответы студентов на вопросы анкеты, разработанной доцентом кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики ИММ КФУ, Разумовой Ольгой Викторовной. Студентам предлагалось ответить на актуальные вопросы, связанные с интеграцией (инклюзией) обычно развивающихся детей и детей с ОВЗ, организован свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемым вопросам. В процессе дискуссии были затронуты следующие аспекты: интеграция детей с особыми потребностями в образовании, главная задача детского сада, задачи школы, законодательная основа для интеграции в России, критерии для включения особых детей в коллектив образовательного учреждения, взаимодействие с родителями. Некоторые студенты поделились собственным опытом работы с детьми в условиях инклюзии.
Проведение занятия в форме дискуссии и разбора конкретной ситуации, по мнению студентов, оживило учебный процесс, активизировало познавательную деятельность. Так, Байрамова Аделя (группа 05-805), делая выводы по проведенной лекции, отметила, что «наблюдать за уроком Ольги Николаевны было интересно, каждый студент подмечал различные методы, которые она использовала. На протяжении демонстрации занятия у нас возникали вопросы, на которые Ольга Николаевна с удовольствием отвечала». «Каждый абитуриент, поступая по направлению "Педагогическое образование", задумывается о различных аспектах данной профессии. Одним из них является инклюзивное образование. Рассматривать данный вопрос с теоретической точки зрения можно очень долго, но понять его и прочувствовать - только на практике. Я считаю, что проведение лекций в таком формате, где можно посетить уроки учителей, обсудить ключевые моменты в «прямом эфире», очень полезно для студентов педагогического отделения. Большинству из нас эти знания понадобятся в будущем, мы будем готовы к подобной работе. Проведенная лекция получилось весьма продуктивной», - заключила Аделя.
В заключение лекционного занятия студенты подвели итоги, выделили особенности, связанные с инклюзивным образованием, сделали выводы о готовности работы в классах с инклюзией.