Читальный зал № 3 в главном здании библиотеки. 40-е – 50-е годы XX в.
Военные годы навсегда останутся в нашей памяти, они навечно вписаны в историю Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского. Сегодня, празднуя 77-ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны, мы вновь перелистнем героические страницы минувших дней в память о тех, кто приближал Победу на фронтах, кто самоотверженно трудился в тылу. Обратимся к воспоминаниям участников войны, тружеников тыла, к отчетам библиотеки за военный период. Как жила университетская библиотека в эти суровые годы?
На фото - Кузьменко Инесса Гавриловна.
Она жила общей со страной жизнью, подчиненной задачам военного времени. С первых дней войны уходили на фронт преподаватели, студенты Казанского университета, сотрудники Научной библиотеки. Так, в 1941 году были мобилизованы ученый секретарь библиотеки В. А. Митрофанов, зам. директора по АХЧ Г. Ф. Файзрахманов, которые после возращения с фронтов продолжили работу в библиотеке. Вначале войны был призван в Красную армию бывший директор библиотеки Р. Ф. Фадеев, погибший под Ленинградом. В сентябре 1942 года на фронт ушел директор библиотеки М. Д. Ланцов, который тоже погиб в 1943 году. Всю войну прошла И. Г. Кузьменко. В ноябре 1941 года она добровольцем ушла на фронт. Окончив курсы телеграфистов, она попала в 117-й отдельный полк связи, вошедший в состав 27-й армии (Северо-Западный фронт), которая принимала участие в Курской битве, в боях за Киев, Корсунь-Шевченковской операции, освобождала Бессарабию, Румынию, Чехословакию, Венгрию. Закончила войну Инесса Гавриловна в Австрии. Она была награждена боевыми наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени и другими. Часто Инесса Гавриловна делилась своими воспоминаниями о военных буднях, о тяготах фронтовой жизни. Слушая эти рассказы, мы удивлялись храбрости, мужеству, самоотверженности этой юной в те годы связистки. Вот одно из воспоминаний о тяжелых военных дорогах: …»Мы девушки несли на себе рюкзак, карабин, противогаз, телефон, катушку провода, утопая в грязи по колено. Часто сапоги оставались глубоко в грязи, мы их вынимали, снова одевали на ноги и шли вперед, обеспечивая связь,….питались мы …»бабушкиными остатками» - что находили в заброшенных домах, то и ели… население нас прикармливало.» А вот одна из счастливых историй Великой Отечественной войны. История о необыкновенной встрече сестёр-связисток на Северо-Западном фронте. Однажды в краткую минуту тишины Инесса Гавриловна Кузьменко переговаривалась на телеграфе с незнакомыми коллегами. «…Быстро бежала узкая лента. «Кто работает?» - прочла я и выстукала в ответ: «Ученица». - «Я тоже. Как тебя зовут?» - допытывался незнакомец. «Какой любопытный,- подумала я и на вопрос ответила вопросом: «А тебя как?»- «Фаиной».- «У меня сестра в Новосибирске, тоже Фаиной звать».- «Фамилия?» - выспрашивала неугомонная телеграфистка. «Фомина»,- зачем-то соврала я и тотчас, передумав, поправилась. «Нет, Кибякова». … »Инна, ты?». «Ну, я»….». Уже был выяснен город и улица, осталось назвать дом... »Это я, я, я….», - несколько раз ответила я. Мне хотелось закричать, я думала, что умру от радости» (авторская орфография и пунктуация сохранены). Так встретились сестры Кузьменко и дальше всю войну прошли вместе.
Война быстро вошла в повседневность, изменив привычный ритм библиотечной жизни. Коллектив библиотеки занимался в кружках первой помощи, где приобретались навыки оказания населению медицинской помощи. Библиотекари обучались в группах самозащиты местной противовоздушной и противохимической обороны, несли круглосуточное дежурство в зданиях библиотеки и университета. Ещё одной постоянной работой стал пошив теплых вещей и белья для нужд Красной армии. Сотрудники библиотеки привлекались к уборке урожая в колхозах республики. 36 библиотекарей были мобилизованы на земляные работы. Осенью 1941 года стали строить «Казанский обвод»- оборонительный рубеж, который должен был защитить республику в случае наступления немцев. Сотрудница библиотеки Е. С. Дорощук вспоминала, как они были расквартированы в деревнях и ежедневно должны были проходить по 10-15 км туда и обратно, возвращаясь ночью на ночлег. И все это в сорокаградусный мороз, фактически, без еды и инструментов. «Кружилась голова,…. от постоянного недосыпания и недоедания звенело в ушах»,- вспоминала библиотекарь К. М. Миниченко. Но они должны были кирками и лопатами «долбить и долбить мерзлую землю», которая в тот год промерзла на полтора метра. Когда Клава Миниченко заболела и не смогла ходить, то «ее на санках возили на работу, и там она брала в руки лопату и долбила». В феврале 1942 года строительство этого грандиозного военно-инженерного сооружения было завершено. В неимоверно тяжелых условиях были построены сотни километров противотанковых рвов, сооружены сотни командных пунктов и землянок.
Библиотека не прекращала работу ни на один день. Книги по заявкам читателей подавались ежедневно с 8 утра до 10 вечера, включая выходные дни. Библиотека максимально сократила сроки подачи литературы с прежних 2-х часов до 15 мин. В 1942 году количество читателей резко упало, так как большинство студентов были мобилизовано. Но вскоре в библиотеке появился новый читатель – научные сотрудники институтов и филиалов АН СССР, эвакуированных в Казань и размещенных на территории университета, а также сотрудники оборонных предприятий местного и всесоюзного значения и другие читатели. Трудностей было очень много. Книгохранилище не отапливалось, освещалось огарками свечей. Температура опускалась, зачастую, до -7 , а в читальных залах до -3. Замерзали чернила. Среди библиотекарей случались голодные обмороки. Но происходили и приятные события. К. М. Миниченко вспоминала, как «гениальный Л. Д. Ландау подарил однажды «юной Клавочке» в день ее рождения букет черных роз», чем сразил её наповал, ведь это был тот самый Ландау, учебник которого она не единожды выдавала студентам. В библиотеку часто заходил легендарный Отто Шмидт, тогда вице- президент АН СССР, прославленный ученый и полярный исследователь. Он поражал всех своим величавым обликом. Неизгладимое впечатление производила борода Отто Шмидта, о которой Бернард Шоу написал: «Борода Шмидта завоевала тысячи новых друзей». В числе поклонников оказались и казанские библиотекари в те далекие сороковые годы.
В военное время библиотека обслуживала литературой 21 военный госпиталь, 18 библиотек предприятий оборонного значения. Библиотекари проводили политинформации и читали газеты на мобилизационных пунктах. Оказывали помощь в восстановлении разрушенных библиотек Киева, Витебска и других городов. Война была общим делом, каждый отдавал все, что мог.
Подробнее о жизни библиотеки в годы войны можно узнать на сайте Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского, в разделе «Библиотека в годы Великой Отечественной войны».