В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения Нурихана Фаттаха, талантливого татарского писателя, переводчика, автора исторических произведений, а также произведений для детей. Среди его наиболее значимых произведений – романы «Свистящие стрелы», «Джигиты остаются в степи», «Итиль», трагедия «Кул Гали». В 1994 году за дилогию «Свистящие стрелы» Н. Фаттах был удостоен Государственной премии РТ им. Г. Тукая, а в 1998 году, за заслуги в развитии татарской литературы, — почетного звания народного писателя Татарстана.
Имя Нурихана Фаттаха широко известно читателям нашей республики. Окончив среднюю школу, в 1946-1951 годы он учился в Казанском государственном университете. По окончании университета работал в Татарском книжном издательстве, в редакции детско-юношеской литературы. Затем уехал в Чистополь, работал журналистом в редакции районной газеты.
В 1944 году его первые стихотворения были напечатаны в журнале «Совет әдәбияты» (ныне «Казан утлары»), а в 1948 году в сборнике «Безнең· хикәяләр» («Наши рассказы») – его первое прозаическое произведение.
Первый свой роман «Как по-вашему?» написал в 29 лет, 1955 году. В романе он ставил по-новому, в духе хрущевской оттепели, многие проблемы, связанные с жизнью села и молодежи, затронул нравственные вопросы. После долгих лет чтения идеологизированных произведений роман был воспринят общественностью с большим интересом.
В 1950-е гг. Н. Фаттах отправился в Казахстан осваивать целину. Свой опыт описал в романе «Бала күңеле далада» («Джигиты остаются в степи», 1962 г.).
Много пишет и для детей: «Наш младший брат», «Ирек, Алмаз и Джалиль», «Рассказ о сестре и двух братьях» и др.
Нурихан Фаттах первым в своем творчестве обратился к древним истокам татарского народа, осветил малоизученные страницы национальной истории. Так, в 1969 г. вышел его роман «Итиль-река течет» («Итил суы ака торур»), в котором искусно воссоздал период формирования Волжской Булгарии, принятие ею ислама в начале Х века. Нурихан Фаттах, описывая образ жизни, обычаи и традиции наших предков, использует множество этнографических деталей, обращается к мифу, соединяет фольклор с исторические факты. Спектакль по мотивам романа был поставлен на сцене Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Произведения «Свистящие стрелы», «Эхо далекого века», историческая драма «Сарина дочь Сармата» – результат огромного, неустанного труда писателя. В 1991 году вышло второе, дополненное издание романа «Свистящие стрелы», которое по достоинству заняло свое место в татарской литературе и является классическим образцом исторического романа в национальной прозе.
На сцене Татарского государственного академического театра им. Г. Камала с успехом была показана трагедия Н. Фаттаха «Кул Гали». В центре - взаимоотношения поэта и власти, поэта и народа; трагическая гибель героя, ставшего жертвой дворцовых интриг и предательства близких ему людей.
Нурихан Фаттах – квалифицированный переводчик. В его переводе на татарском языке вышли романы «Отверженные» («Хокуксызлар») В. Гюго, «Отец Горио» и избранные рассказы О. Бальзака, «Обломов» И. Гончарова, рассказы А. Серафимовича и др.
Материалы о жизни и творчестве писателя, также его произведения из фонда Научной библиотеки
Фәттах, Нурихан. Сызгыра торган уклар: тарихи роман: 1-нче, 2-нче китаплар / Нурихан Фәттах. — 2-нче басма. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1991. — 800 б. (инв. № Т-126202, Т0-124442) | |
Данная книга является логическим продолжением «Язык богов и фараонов», законченного в 1996 и изданного в 1999 году в Казани. Главным «действующим лицом» книги также остается язык богов, царей, язык народов, обитавших или обитающих на берегах великих рек и вершинах великих гор. Автор излагает свои мысли и соображения по некоторым вопросам истории с применением татарского ключа в объяснении известных и неизвестных фактов как исторического, так и языкового характера. |
|
В романе повествуется о событиях тысячелетней давности, о жизни и борьбе предков волжских татар с иноземными завоевателями за свою независимость. Главы посвящены событиям, предшествовавшим объединению разрозненных поволжских родов и племён в единое булгарское государство и принятию ими ислама в годы правления Алмыш-хана (Алмуша). |