Андрей Вознесенский - один из самых популярных советских и российских поэтов XX века, чьи стихи знакомы каждому. Он умело сочетал в своих произведениях разные жанры и стили, создавая уникальную атмосферу, которая привлекала к его творчеству многих читателей. Кроме того, Андрей Вознесенский был известен как талантливый художник, создавший множество ярких и оригинальных работ.
Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Родился в Москве в 1933 году, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций – Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. Мать – Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) – тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны, эвакуированные из Москвы мать с Андреем, жили в зауральском Кургане.
Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом. После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.
Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.
Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960 году, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: "Парабола" — в Москве и "Мозаика" — во Владимире. Они сразу привлекли к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным" и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
Поездка поэта в 1961 году в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962).
В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подвергает поэта резкой критике, и в запале кричит ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг достигли 200 тысяч.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в не подцензурном альманахе «Метрополь» (1978). Вознесенский - автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом. На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на "бис"» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «"Юнона" и "Авось"», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага». Легендарный поэт ушёл из жизни счастливым человеком. Жена Андрея Вознесенского была рядом с ним до последнего вздоха.
Их знакомство произошло в Дубне. После встречи с Зоей личная жизнь Андрея Вознесенского круто поменялась. Он бегал за девушкой, не давал ей прохода. Даже разница в возрасте (Зоя была старше на 9 лет) не пугала настойчивого ухажёра. На тот момент Богуславская была замужем и воспитывала 8-летнего сына. Хоть семейная жизнь давно дала трещину, Зоя не решалась уйти от супруга с ребёнком на руках. Но знакомство с Вознесенским стало поворотным в её биографии. Андрей долго добивался внимания умной и красивой девушки. И её сердце всё же растаяло. Между ними завязался роман, влюблённые вскоре поехали вместе отдыхать в Ялту. Там Богуславская под диктовку нового ухажёра написала заявление о разводе. Супруг пытался вразумить Зою, утверждал, что её роман с Вознесенским продлится не больше года. Но он не угадал. Супруги прожили вместе больше 45 лет. Зоя Богуславская была для поэта музой и надёжным тылом. Она всегда поддерживала мужа, не бросала в сложные минуты, многое ему прощала.
Андрей Вознесенский покинул этот мир в возрасте 77 лет. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.
Издания, посвященные этому выдающемуся поэту и художнику, помогут вам познакомится с его работами ближе:
Альбом посвящен советскому ученому-экономисту, деятелю науки и культуры Александру Алексеевичу Вознесенскому (1898-1950) - легендарному преподавателю и ректору Ленинградского государственного университета в 1941-1947 гг. |
|
Звезда Андрея Вознесенского стремительно взошла на поэтическом небосклоне в начале 60х годов. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "прорывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. В то время поэтические вечера в Политехническом стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием… Мемуары Андрея Вознесенского состоят из зарисовок воспоминаний о людях и встречах. Большинство из героев этой книги - известные люди, но есть и такие, о которых знает только узкий круг. Однако все они интересны и удивительны. |
|
Вознесенский А.А. СтиXXI / А.А. Вознесенский. – М.: Время, 2006. – 247 с. (0-761465, ПЕД-593797) "XX век улетает, тлея, как два креста святого Андрея". В новую книгу классика современной русской поэзии Андрея Вознесенского вошли стихи ХХI века. Те же блеск и ясность метафор, та же напряжённая строка, та же чёткость "картинки" перед глазами. Но - новый мотив: "Работа тяжёлая - воскресение: осталась кровавая мука испарины". И вывод, с которым не сможет не согласиться читатель: "Я потрясающе воскресаю". Настоящее издание стало победителем премии "Книга года - 2006" в номинации "Поэзия года". |
|
Книгу известного поэта, лауреата Государственной премии СССР Андрея Вознесенского составляют стихи и проза, написанные им в разные годы и публиковавшиеся как в периодической печати, так и в его сборниках. Новая книга А. Вознесенского свидетельствует о том, что поэт не довольствуется достигнутым ранее, находится в постоянном творческом поиске. Он обращается к новому материалу, ищет новые изобразительные средства. |
В нашей библиотеке вы можете найти много интересных произведений Андрея Вознесенского, которые помогут вам лучше понять его творчество и насладиться его поэзией.