В КСК КФУ УНИКС в рамках Фестиваля науки 21 октября выступил кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Роман Баканов. Его публичная лекция на тему развития критического мышления в сфере масс-медиа прошла с аншлагом в пределах рекомендаций санпина.
В характерной эмоциональной манере преподаватель рассказал, как искать истину в СМИ и социальных сетях, как не попасться в капкан манипуляции и в чем состоит «российский парадокс» медиапотребления. Но с какой целью журналист раскрывает аудитории секреты техник воздействия на нее?
За письменными столиками и на пуфиках расположилась студенческая публика самой разной специализации. ИПО, ИМО, ИФМК, «Нефтегаз». Хотя ИСФНиМК, где преподает Роман Баканов, оказался в меньшинстве.
- Есть ли кто с Химического института? Ведь журналистика – это химия! – обратился лектор к аудитории.
И действительно: подняла руку студентка химфака Ангелина. По ее словам, она всегда мечтала стать журналистом. И этим объясняется разнообразие всех собравшихся на лекции: желание или даже призвание быть журналистом объединяет людей разных интересов, профессиональных и учебных профилей.
Не менее крепко объединяет людей и вовлеченность в социальные медиа. Автор лекции небезосновательно констатирует: современный человек ежедневно существует в потоке многих миллиардов сообщений из СМИ, мессенджеров и социальных сетей.
- Мы могли бы спать, но мы сидим в социальных сетях, – комментирует лектор статистические показатели. Россияне проводят в Интернете в среднем 7 часов 52 минуты в сутки. Граница между реальным и виртуальным, по словам лектора, становится все тоньше. Не менее важно: каждую секунду в мире создается около 16 аккаунтов в соцсетях. «Для чего? С какой целью?» - вопрошает текст на слайде и сам же отвечает: «Конечно, с целью самовыражения людей».
Итогом обозначенных процессов становится то, что современный информационный фон – это «любительский контент, на который часто ссылаются даже профессиональные СМИ». И возникает резонный вопрос: а кто такой сегодня профессиональный журналист, и для чего он нужен?
Но в момент этого грустного размышления врывается любопытный факт: несмотря на то, что, согласно продемонстрированной инфографике, 51% населения Земли пользуется социальными сетями, в России основным источником информации все равно остается телевизор. «Тот самый телевизор, который мы ругаем», который нередко подвергается обвинению в трансляции пропаганды. По данным Фонда «Общественное мнение», в 2021 году 63% россиян телевидение – основной источник получения информации о жизни в стране и мире. Парадокс? Лектор же объясняет это определенным комплексом тенденций, формирующих идеологическое сознание (например, милитаризация патриотизма), вкупе с мощнейшими приемами манипуляции.
Что на телевидении, что в социальных медиа применяются приемы воздействия на аудиторию: от шокирующей информации до метода «постепенного применения» и отвлечения внимания. И по итогу медиа-ликбеза от доцента ВШЖиМК можно выделить несколько принципиально важных черт грамотного потребления информации: внимательность и придирчивость в проверке любых неточностей, пытливость ума в поиске вторых и третьих источников, холодность при восприятии эмоциональных материалов.
И наконец: с какой целью была проведена эта публичная лекция? Ведь, если рассудить, то для применяющих приемы манипуляции важно, чтобы аудитория не догадывалась о воздействии. Но также стоит помнить, что манипуляция – лишь инструмент, позволяющий его обладателю воплощать личные интересы. Ему невыгодно, если его трюки раскрываются и не имеют воздействия.
Однако Роман Баканов стоял с позиции базовой идеи журналистики: общественной пользы, главенства конструктивности и истины. Если каждый медиа-потребитель будет понимать, как на него могут воздействовать, - это послужит лишь в пользу социальным интересам.
- Сегодня как никогда важен вопрос: что хорошо, а что – плохо?» – заключил Баканов. И именно поиском ответа на этот вопрос профессионально занимается журналист.
Публика отблагодарила лектора аплодисментами.