Ученый Елабужского института КФУ исследует сказку как инструмент самопознанияв с вете профайлинга.
Новое исследование международной сетевой лаборатории «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ под руководством Екатерины Кудрявцевой предлагает взглянуть на сказку как на метафору и развернуть ее в своем культурном пространстве.
Авторы статьи предлагают свежую интерпретацию русской народной сказки «Теремок» – не просто как истории объединения зверей с довольно печальным (в оригинальной версии сказки) финалом, а как кейса о формировании (и разрушении) временного сообщества, основанного на общей травме, важности личных границ и индивидуальности в условиях социального давления.
Через сказочные образы исследователи анализируют, как формируются поведенческие паттерны и стратегии, закладываются установки на коллективизм или самостоятельность – и как это проявляется, например, у подростков и взрослых, выросших в семьях с жесткими «традиционными ценностями.
«Сказка «Теремок» отражает ключевые проблемы формирования личных границ — от избыточной конформности мышки до разрушительного вторжения медведя. Через анализ поведения персонажей мы видим, как ранние дефициты в объектных отношениях (неспособность сказать «нет», страх отвержения) приводят к формированию дисфункциональных сообществ, объединённых общей травмой. Особенно важно, что советские адаптации сказки, заменяющие трагический финал на коллективное строительство, маскируют её исходное предупреждение о рисках размывания индивидуальности», – отмечает Екатерина Кудрявцева.
Исследование будет интересно не только специалистам в области психологии, образования, коучинга, HR, но и всем, кто ищет новые смыслы для себя и своей практики жизни в привычных сюжетах.
«Исследование опирается на идеи аналитической психологии, теории травмы и системной семейной терапии, а также группового профайлинга и превращает знакомую с детства сказку в повод для глубокого разговора о нас самих», – сообщает ученый.