Новые подходы в работе с дошкольниками по легоконструированию и робототехнике обсуждают в Елабужском институте КФУ.
Участниками форума стали ученые и сотрудники дошкольного образования Москвы, Арзамаса, Екатеринбурга, Башкортостана, Удмуртии, а также всех муниципалитетов Татарстана. В лабораториях Елабужского института КФУ с образовательными возможностями робототехники гостей познакомили преподаватели кафедры математики и прикладной информатики Елена Любимова и Эльвира Галимуллина. Уже не первый год они ведут курсы повышения квалификации сотрудников дошкольных учреждений и занятия в клубе «RoboSTARt.KIDS», который в вузе с удовольствием посещают дошкольники и ученики начальной школы.
На пленарном заседании участников конференции поприветствовал декан факультета педагогики и психологии Алексей Панфилов. Он отметил, что в дошкольном возрасте закладываются многие основы для успешного развития ребенка, в том числе интеллектуальная активность, которую стимулируют занятия робототехникой и конструирование. Последние тренды дошкольного образования представлены в различных нормативных документах – от послания президента до рабочих программ, поэтому значимо увидеть и оценить, как они реализуются на практике.
Заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова рассказала, что уже в течение трех лет Елабужский институт КФУ руководит работой инновационных экспериментальных площадок детских садов Нижнекамска, Набережных Челнов и Елабуги. Полученные результаты радуют и дошкольников, и родителей, и педагогов. Ведь техническое творчество и освоение азов конструирования развивают творческий потенциал, пространственное мышление, мелкую моторику, сосредоточенность, упорство, усидчивость и умение действовать по плану.
Научный доклад «Конвергентное образование: метакогнитивный подход к образовательной робототехнике» представила Людмила Моисеева – профессор, доктор педагогических наук, член проблемного совета по экологическому образованию РАО, член Общественной палаты Государственной Думы при правительстве Свердловской области. Людмила Владимировна подчеркнула, что сейчас трудно спрогнозировать, каково будущее дошколят, какие профессиональные навыки им потребуются. Поэтому образование должно быть направлено в первую очередь на формирование компетенций, умение использовать нано-, био-, когнитивные- и информационные технологии.
Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ Елена Юсупова проиллюстрировала слайдами «Влияние пространственных представлений дошкольника на формирование инженерного мышления». Техника – средство, помогающее человеку преодолеть его ограничения. Елена Михайловна акцентировала внимание на возрастные особенности: когда и как ребенок воспринимает верх и низ, лево и право, плоскость и объем, как выявить нарушения, корректировать и способствовать развитию.
Опытом работы поделились практики, сотрудничающие с Елабужским институтом КФУ: заведующая елабужским детским садом №35 «Лейсан» Ландыш Гилязова и старший воспитатель Центра развития ребенка «Планета детства» Набережных Челнов Альфия Усманова. Как организовать в детском саду «Миникванториум» для формирования у дошкольников надпрофессиональных технических, исследовательских компетенций и первоначальных знаний об искусственном интеллекте рассказала Виктория Зайдуллина, заведующая елабужским детским садом №29 «Золотая рыбка».
Работа конференции продолжилась на семи секциях. В докладах были затронуты различные аспекты, связанные с робототехникой и конструированием: развитие инженерного мышления и развитие детей с разными образовательными потребностями; влияние на социально-коммуникативные навыки, познавательное и поликультурное развитие; миникванториум и техническое обеспечение детского сада.
Второй день конференции пройдет в формате стажировки: участники посетят базовые экспериментальные площадки в Елабуге, Нижнекамске и Набережных Челнах, познакомятся с результатами сотрудничества дошкольных учреждений и Елабужского института КФУ.
Как отметили участники конференции, учиться новому и повышать профессиональный уровень – требование времени. Педагоги активно налаживали «горизонтальные» связи с коллегами из других городов, чтобы обмениваться идеями, опытом и запускать совместные проекты.