Участники Международного фестиваля школьных учителей узнали о том, как на долгие годы сохранить здоровый красивый голос и как разработать сценическую речь
Очередной мастер-класс с успехом прошёл для учителей в рамках образовательного модуля «Национальное образование» деловой программы. На тему «Профилактика красивого, здорового голоса на долгие годы» выступила заслуженный работник культуры Републики Татарстан, доцент кафедры сольного народного пения Казанского государственного института культуры Эльвира Гиматдинова.
Своей миссией модератор поставила расширение кругозора участников, предоставить информацию о голосе, о голосовом аппарате, чтобы учитель в своей работе при сталкивании с тем или иным явлением, связанным с голосовым аппаратом, понимал суть проблемы.
Мастер-класс начался с определения термина «голос». По итогам совместных размышлений, присутствующие пришли к выводу, что голос – понятие широкое, перенесшее модернизацию с течением времени. Сегодня очень много профессий, для которых голос является чуть ли не самым необходимым ресурсом: вокалисты, музыканты, экскурсоводы, учителя, стюардессы. Голос – это ресурс, и он исчерпаем, к сожалению.
Спикер провела экскурсию по строению артикуляционного аппарата, рассказала участникам мастер-класса о голосовом, артикуляционном, звукопроизводящем этапах образования речи человека. На примере бьющихся друг об друга рук Эльвира Ризвановна продемонстрировала, насколько голосовые связки напрягаются при непрерывной и надрывной работе. Оказалось, что при перенапряжении голоса на голосовых связках появляются мозоли, которые не позволяют воздуху полноценно проходить через связки. Так появляется сиплость голоса. Рассказала о специалисте по связкам – фониаторе, который исследует работу артикуляционного аппарата и причины прекращения их трудоспособности. Интересным стало для слушателей и то, как работают ложные голосовые связки. Педагогу необходимо контролировать свой тон и тембр голоса, чтобы и его работа была для него комфортной, и можно было захватить и удержать аудиторию: приятный голос и оптимальная громкость.
Дыхательная система, по словам спикера, так же играет одну из важных ролей при образовании голоса. «Желательно при разговоре дышать и носом, и ртом», - утверждает Эльвира Ризвановна.
Спикер подготовила для присутствующих ряд упражнений, которые необходимы для профилактики здорового голоса в периоды тяжелого педагогического труда. Модератор предложила присутствующим изучить имеющиеся виды дыхания и совместно с аудиторией подобрала самое оптимальное дыхание, которое поможет в работе педагога.
«В своей профессии я уже давно и приехала сюда, чтобы передать ту информацию, которая будет полезна учителю. Наши педагоги являются лицами, у которых голос – это орудие труда и главный инструмент, благодаря которому он доносят знания до своих подопечных, поэтому, голос им очень необходим. К сожалению, иногда даже вокалисты не все знают все особенности своего голосового аппарата, чтобы он служил им долгие годы», - делится модератор.
Помимо этого, для учителей-участников прошел мастер-класс по сценической речи и публичному выступлению на татарском языке. Модераторами данного события выступили Ильсеяр Шигапова, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, канд. пед. наук, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения факультета театра, кино и телевидения Казанского государственного института культуры; Раушан Шарипов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, специалист по актерскому искусству и режиссуре, актер, режиссер, старший преподаватель Казанского государственного института культуры; Земфира Ибятова, канд. пед. наук, специалист по сценической речи, доцент Казанского государственного института культуры; Азат Зарипов, заслуженный артист Республики Татарстан, специалист по актерскому мастерству и режиссуре, актер, режиссер, доцент Казанского государственного института культуры; Альфис Галиуллин, заслуженный артист Республики Татарстан, профессиональный музыкант, старший преподаватель Казанского государственного института культуры. Мастер-класс состоял из двух частей. Одна из них – это литературно-музыкальная композиция, содержащая произведения о любви к родине и родному языку, а вторая – лекция о правильном использовании ресурсов голосового аппарата при помощи постановки и тренировки определённых сложнопроизносимых звуков и сочетаний этих звуков. В ходе беседы учителя вместе с модераторам выполняли упражнения, направленные на борьбу с волнением во время публичных выступлений.