На повестку дня был вынесен вопрос о развитии молодежных объединений
Впервые в рамках проведения Международного Фестиваля школьных учителей по инициативе директора Елабужского института Елены Мерзон был введен новый формат взаимодействия между различными образовательными структурами – «Открытый диалог».
Ведущей встречи выступила депутат Государственного Совета Республики Татарстан, заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова, а ведущими спикерами – член комиссии Общественной палаты РТ по делам молодежи и патриотическому воспитанию Екатерина Согрина, заместитель министра по делам молодежи РТ Софья Мустафина, заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов, ректор Казанского кооперативного института Российского университета кооперации Алсу Набиева, директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон и другие.
В начале беседы Людмила Рыбакова обозначила, что в начале июля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал ряд законов, большая часть из которых непосредственно касались системы образования, в частности, воспитания. И одним из наиболее знаковых стал закон о новом российском движении детей и молодежи. С докладом о том, чем сейчас живут «детские движения» выступила директор Совета детских организаций РТ Екатерина Согрина: «Все новое – это хорошо забытое старое. В основе работы нашей команды лежат те традиции, которые есть в пионерских организациях, скаутинге». Спикер подчеркнула, что на данный момент по Республике Татарстан функционируют более 750 организаций для детей. «Важно сохранять этот тренд, тренд на то, «главное - дети» - на это кредо, по мнению спикера, должно ориентироваться российское движение детей и молодежи.
С вопросом о том, в каком направлении стоит двигаться молодежным объединениям, Людмила Рыбакова обратилась к заместителю министра по делам молодежи РТ Софье Мустафиной. Спикер подчеркнула, что на данный момент в начальных, средних и старших классах внимание отводится образовательному процессу, а воспитательная политика продолжает оставаться не такой развитой: «Воспитывать дух патриотизма очень важно. И мы можем делать это в ходе четкой методологической работы. И прививать так, чтобы ребенок сам этого захотел, стал уважительнее относиться к своей стране, Республике и к городу». Таким образом, Софья Мустафина подытожила, что качественная работа патриотического характера сможет не только благоприятно повлиять на духовность ребенка, но и на осознание себя частью большой страны.
Ведущей встречи было обозначено, что Российское движение детей и молодежи сейчас активно трансформируется в качественно иное объединение, однако большая часть ответственности лежит именно на плечах педагогов. С выступлением о том, какие нововведения ожидаются в школах сообщил заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов: «Этот год можно назвать годом законопроектов о воспитании. Хотя Владимир Путин еще несколько лет назад инициировал «Закон о воспитании», когда были определены воспитательные нормы. И сейчас они реализуются. С 1 сентября они будут еще усиленнее реализовываться». Спикер добавил, что в новом учебном году произойдут следующие изменения: поднятие флага (в школах Республики Татарстан будут подняты два флага) и исполнение гимна (в сокращенном варианте) Первого Сентября и в первый учебный день недели; введение цикла занятий «Разговор о важном»; появление в штате образовательных учреждений должности «Советник по воспитанию».
Говорить о жизненных ценностях – о семье, дружбе, родине – нужно компетентно. В онлайн-формате ко встрече подключился Алексей Климов, участник боевых действий в Чечне: «К вопросу о государственных атрибутах. Кто бы не говорил, что это формальность, это не так. Когда ребенок с первого класса будет знать, что такое «гимн» и «флаг», то он будет иначе к ним относиться». Спикер обозначил, что сейчас молодые люди все чаще начинают говорить об одних объектах совершенно разными понятиями, и как следствие, их нравственные ориентиры и ценности разнятся, что уводит человека от гуманного отношения.
Одной из наиболее волнующих проблем современного учителя является вопрос отчетности. О том, как педагогу успевать учить и заполнять нормативные документы в нынешнее время, рассказал заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов: «Педагог готов ко всему, поэтому вместе с педагогическим советом мы справимся с любой задачей. Однако лед тронулся, появился закон от 14.07.2022 №298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с учителя можно спрашивать только те документы, которые утверждены Министерством Просвещения РФ». В этот перечень вошли пять документов: рабочая программа по предмету, заполнение электронных журналов, план внеурочной деятельности, программа воспитания, характеристика на обучающегося в случае необходимости.
Приглашенные эксперты также в ходе «Открытого диалога» высказывали свое мнение, касающееся стратегии развития патриотического воспитания, большинство из которых признали, что «азы должны прививаться в семье». Многие добавили, что важна последовательность работы с детьми, которая начнется в семье и продолжится в учебных организациях.
Отметим, что все предложения будут объединены общим проектом резолюции Фестиваля, а наиболее интересные идеи обязательно будут реализованы!