Модераторы Фестиваля школьных учителей и их уроки по управлению проектной деятельностью в образовании.
Почему классно-урочная система изжила себя и чем ее заменить, рассуждает Павел Рабинович - один из сооснователей Всероссийского проекта «КосмОдис», эксперт в области внедрения современных образовательных информационных технологий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. А еще - директор Центра образовательных проектов Федерального института развития образования, кандидат технических наук, доцент, ICP, KMP I, ICP-ATF, лауреат Премии Правительства РФ в области образования…
«Я в школе с 1993 года. Уже с тех времен мы с моими учениками делали крайне интересные вещи. Много позже мы узнали, что это называется «проектная работа». Через много лет она превратилась в «Agile» - удобную методологию, удобный инструментарий.
То, что мы делаем, в мировой практике называется «project based learning», то есть обучение на основе проекта как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Это позволяет перевести детей из объекта обучения в субъект, в активную позицию.
Классно-урочная система – замечательная система, но она была рассчитана на быструю передачу текущих знаний, копирование знаний из головы учителя в головы учеников. Сегодня она не то что меня не устраивает, уже весь мир говорит о том, что этот метод себя изжил, поскольку понятие передачи знаний стоит под вопросом. Любые знания в момент передачи уже устаревают. У вас в руках гаджеты, и вы сегодня про agile знаете уже больше, чем я или любой другой эксперт, вам нужно 10 минут, чтобы найти в Google всю информацию.
А теперь осознайте, что мы добровольно запираем детей в школе на 45 минут без доступа к внешнему миру. Если им не очень повезло с учителем, который дальше своего учебника и программы ничего не знает и считает, что он единственный источник знаний, то эти дети... Да, они выучат то, что знает учитель, но только чтобы написать контрольную работу или сдать экзамен.
Наша цель – научить детей учиться и сделать им плацдарм, чтобы они могли сами получать от учебы удовольствие и делать это на протяжении всей жизни. Сделать это можно только с помощью активного обучения, и в связи с этим, проектный подход – один из инструментов.
Необходимо перейти от накачки знаний к созданию ситуаций, при которых знания являются инструментом реализации тех вещей, которые детей интересуют - и это проектное мышление. Знания должны быть междисциплинарными.
Сегодня учитель математики рассказывает на своих уроках с упоением про производные и интегралы, заставляя решать одно уравнение за другим, а учитель физики заставляет учить десять формул по механике и так далее. Вместо этого им надо вместе вести спаренный урок и рассказывать, что производная - это скорость изменения проекта, вторая производная - это ускорение, а интеграл - это площадь. Тогда детям становится понятно, а зачем я это изучаю. Потому что он сейчас конструирует какую-нибудь игрушку, которая должна подъехать-отъехать-поклониться. Для этого я должен уметь рассчитывать, мне надо научиться ее программировать и так далее».
По материалам cosmodis.ru
Подробнее об управлении проектной деятельностью в образовании участники фестиваля узнают на мастер-классе Кирилла Заведенского и Елены Матвиюк (руководитель программы – Павел Рабинович). Материал тренинга подкреплен кейсами реализации практик проектного управления в основном и дополнительном образовании в школах по всей стране.
Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»