В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Работают в Казанском университете люди, для которых выбранная в молодости профессия стала делом всей жизни. Для них время не разграничивается на рабочее и нерабочее, они даже в мыслях его не разделяют, потому что для них работа и есть жизнь. Они сохраняют верность профессии, и не представляют себя на другом месте
Каждый новый учебный год для нашей коллеги – встреча с молодыми ребятами, для которых она – проводник в мир знаний, загадочный мир формул, молекул и окислов. Догадались? Конечно, это учитель химии. Хотя, нет. Не просто учитель, а Учитель XXI века - Ольга Николаевна Романова, кандидат химических наук, учитель химии в Лицее им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.
Строгая и улыбчивая, спокойная и самодостаточная, - такие впечатления оставила после знакомства Ольга Николаевна.Презентация.
- Откуда «выросла» любовь к профессии педагога и химии?
- Учителем я мечтала стать с самого детства. У меня была очень хорошая педагог. Я под ее руководством стала призером республиканских олимпиад. А потом, прямая дорога на химический факультет. Затем аспирантура, после чего меня оставили преподавателем на кафедре. Но мне хотелось работать именно с детьми. Здесь результат труда более ощутим: я наблюдаю путь ребенка от незнания к овладению, постижению этих знаний.
- Как удается влюбить учеников в такую сложную науку?
- Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». И задача современного учителя сделать так, чтобы учащийся не только мог проявить себя в определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельному самосовершенствованию и самообновлению, чтобы «звездный час» перерос в «звездный век».
- Современный учитель не только «сеет разумное, доброе, вечное». Он еще и «инженер» детских душ…
- Если человеку дан дар быть педагогом, то он будет работать с детьми в любой школе, в любой ситуации, при любой обстановке. Главное, чтобы у него было желание работать с детьми. Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть материалом. Но прежде всего он должен быть человеком с большой буквы. И не важно, какой он предмет преподает, химию или математику, историю или литературу. Главное, видеть личность в каждом своем ученике, даже самом маленьком.
Когда я сама была ребёнком, в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Перед собой я видела доброго и понимающего человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу. Что же сейчас, спустя столько лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику. Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Хочу, чтобы самыми главными, основными чертами взаимоотношений моих учеников были сердечность, тактичность, уважение к мыслям, желаниям, чувствам друг друга.
- Вы реалист или романтик?
- Реалист. При этом я не следую принципу «не суйся, все равно не получится, реальность такова». Я не смирюсь. Если у меня будет возможность помочь людям, сделаю все возможное. Пусть это даже будет стоить больших трудов. Называется ли это романтикой? Не знаю. Я буду защищать правое дело.
- Вы стали номинантом университетского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в 2014 году. Что для Вас значил этот конкурс?
Ответ оказался очень неожиданным. Ольга Николаевна ответила фразой из стихотворения Владимира Высоцкого – «Ах, оставьте ненужные споры!»...
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал.
Затем пояснила свой ответ.
- Мне не хотелось ни с кем соревноваться. Все номинанты конкурса были достойны победы. Я очень порадовалась за всех тех, кто стал победителем, Не скрою, и мне было очень приятно, что жюри выбрало меня.
- Зачем химику английский?
- Учитель 21 века обязан знать языки. Английский - непременно! А знание языка дает возможность читать классику в оригинале и смотреть фильмы.
- Остается ли время на досуг?
- Живу на работе, живу работой (улыбается). Но... театр и консерватория обязательно!
- Ваша формула успеха в профессии?
- Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
- Каверзный вопрос учителю 21 века: какой должен быть учитель?
- В моем представлении учитель 21века – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Учитель 21века – это творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.
Выдержки из отзывов об учителе Ольге Романовой.
Мария Ачкинази:
-«Я связала свою судьбу с музыкой. Но уроки химии с Ольгой Николаевной! Так просто рассказывать о сложном... Ее уверенность в мои силы. Ее кругозор. С ней можно было говорить обо всем на свете! Сейчас я сама преподаю и ловлю в себе интонации Ольги Николаевны, нахожу ее приемы. Я благодарна судьбе, что в моей жизни был такой человек».
Светлана Шилова:
«У меня все не просто было в семье: папа инвалид, мама воспитательница в детском саду. О высшем образовании даже не мечтала. Но Ольга Николаевна сказала: «Мы поможем!». И слово свое сдержала. Была и матпомощь, и бесплатное питание, и платье на выпускной вечер».
Диева Светлана:
«Наш класс был экспериментальный, мы первые занимались по программе углубленного изучения химии, разработанной Ольгой Николаевной, и ходили на занятия в КГУ. Восемнадцать моих одноклассников продолжили учебу на химфаке КГУ, еще трое и восемь человек из параллельного класса пошли учиться в КХТИ. Наш курс был очень сильным, при подготовке к экзаменам все начинали со школьных тетрадок, так как подходы, показанные в школе, помогали понимать вузовский курс. Мы часто забегаем к Ольге Николаевне «поболтать», пригласить на защиту диссертации или на свадьбу. От имени всего выпуска хочу сказать, что мы счастливы, что в нашей жизни было и есть Ольга Николаевна!
Родители:
«На уроках Ольга Николаевна интересно и в максимально доступной форме излагает непростой материал. Непростые ситуации, которые неизбежны при взрослении детей, Ольга Николаевна решает тактично и деликатно. Ее авторитет очень высок у детей. Причем ее методы воспитания лишены назидательности. Просто дети видят увлеченного, неравнодушного, порядочного и отзывчивого человека и стремятся ей подражать».
кхн Елена Андреевна
17.03.23, 09:36
|
Я знакома с Ольгой с1983 года.Ее курс состоял целиком из талантов- это Оля Каргина теперь советник в парламте Канады Андрей Ведерников профессор в США Сергей Смирнов и другие. Их курс на химфаке-это была звездная плеяда. Ольга стоит за правду всегда и во всем.Эрудит.Талант.Надежный товарищ.Гордость КГУ. И свсем не изменилась за 40 лет.Так держать!!! |