14 декабря 2017
Учитель 21 века работает в Лицее им. Н.И.Лобачевского КФУ

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Работают в Казанском университете люди,  для которых выбранная в молодости профессия стала делом всей жизни. Для них время не разграничивается на рабочее и нерабочее, они даже в мыслях его не разделяют, потому что для них работа и есть жизнь. Они сохраняют верность профессии, и не представляют себя на другом месте

Каждый новый учебный год для нашей  коллеги – встреча с молодыми ребятами, для которых она – проводник в мир знаний, загадочный мир формул, молекул и окислов. Догадались? Конечно, это учитель химии. Хотя, нет. Не просто учитель, а Учитель XXI века - Ольга Николаевна Романова, кандидат химических наук, учитель химии в Лицее им. Н.И. Лобачевского  Казанского федерального университета.

Строгая и улыбчивая, спокойная и самодостаточная, - такие впечатления оставила после знакомства  Ольга Николаевна.Презентация. 

- Откуда «выросла» любовь к профессии педагога и химии?

- Учителем я мечтала стать с самого детства. У меня была очень хорошая педагог. Я под ее руководством стала призером республиканских олимпиад.  А потом, прямая дорога на  химический факультет. Затем аспирантура, после чего меня оставили преподавателем на кафедре. Но мне хотелось работать именно с детьми. Здесь результат труда более ощутим: я наблюдаю путь ребенка от незнания к овладению, постижению этих знаний.

 - Как удается влюбить учеников в такую сложную науку?

- Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». И задача современного учителя сделать так, чтобы учащийся не только мог проявить себя в определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельно­му самосовершенствованию и самообновлению, чтобы «звездный час» перерос в «звездный век». 

 - Современный учитель  не только «сеет разумное, доброе, вечное». Он еще и «инженер» детских душ…

- Если человеку дан дар быть педагогом, то он будет работать с детьми в любой школе, в любой ситуации, при любой обстановке. Главное, чтобы у него было желание работать с детьми. Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть материалом. Но прежде всего он должен быть  человеком с большой буквы. И не важно, какой он предмет преподает, химию или математику, историю или литературу. Главное, видеть  личность в каждом своем ученике, даже самом маленьком.

Когда я сама была ребёнком, в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Перед собой я видела доброго и понимающего человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу. Что же сейчас, спустя столько лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и  современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику. Моя  цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных  трудностей, умение правильно оценивать  свои поступки, результаты своего труда. Хочу, чтобы самыми главными, основными чертами взаимоотношений моих учеников были сердечность, тактичность, уважение к мыслям, желаниям, чувствам друг друга.

- Вы реалист или романтик?

- Реалист. При этом я не следую принципу «не суйся, все равно не получится, реальность такова». Я не смирюсь. Если у меня будет возможность помочь людям, сделаю все возможное. Пусть это даже будет стоить больших трудов. Называется ли это романтикой? Не знаю. Я буду защищать правое дело.

- Вы стали номинантом университетского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в 2014 году. Что для Вас значил этот конкурс?

Ответ оказался очень неожиданным. Ольга Николаевна ответила фразой  из стихотворения Владимира Высоцкого – «Ах, оставьте ненужные споры!»...

 Так оставьте ненужные споры! 
 Я себе уже все доказал — 
 Лучше гор могут быть только горы, 
 На которых  никто не бывал.

Затем пояснила свой ответ.

- Мне не хотелось ни с кем  соревноваться. Все номинанты конкурса были достойны победы. Я очень порадовалась за всех тех, кто стал победителем, Не скрою, и мне было очень приятно, что жюри выбрало меня.

- Зачем химику английский?

- Учитель 21 века обязан знать языки. Английский -  непременно! А знание языка дает возможность читать классику в оригинале и смотреть фильмы.

- Остается ли время на досуг?

- Живу на работе, живу работой (улыбается). Но... театр и консерватория обязательно!

- Ваша формула  успеха в профессии?

- Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

- Каверзный вопрос учителю 21 века: какой должен быть учитель?

- В моем представлении учитель 21века – это,  прежде всего,  друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Учитель 21века – это творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Выдержки из отзывов об учителе Ольге Романовой.

Мария Ачкинази:

-«Я связала свою судьбу с музыкой. Но уроки химии с Ольгой Николаевной! Так просто рассказывать о сложном... Ее уверенность в мои силы. Ее кругозор. С ней можно было говорить обо всем на свете!  Сейчас я сама преподаю и ловлю в себе интонации Ольги Николаевны, нахожу ее приемы. Я благодарна судьбе, что в моей жизни был такой человек».

Светлана Шилова:

«У меня все не просто было в семье: папа инвалид, мама воспитательница в детском саду. О высшем образовании даже не мечтала. Но Ольга Николаевна сказала: «Мы поможем!». И слово свое сдержала. Была и матпомощь, и бесплатное питание, и платье на выпускной вечер». 

 Диева Светлана:

«Наш класс был экспериментальный, мы первые занимались по программе углубленного изучения химии, разработанной Ольгой Николаевной, и ходили на занятия в КГУ. Восемнадцать моих одноклассников продолжили учебу на химфаке КГУ, еще трое и восемь человек из параллельного класса пошли учиться в КХТИ. Наш курс был очень сильным, при подготовке к экзаменам все начинали со школьных тетрадок, так как подходы, показанные в школе, помогали понимать вузовский курс. Мы часто  забегаем к Ольге Николаевне «поболтать», пригласить на защиту диссертации или на свадьбу. От имени всего выпуска хочу сказать, что мы счастливы, что в нашей жизни было и есть Ольга Николаевна!

Родители:

«На уроках Ольга Николаевна интересно и в максимально доступной форме излагает непростой материал. Непростые ситуации, которые неизбежны при взрослении детей, Ольга Николаевна решает тактично и деликатно. Ее авторитет очень высок у детей. Причем ее методы воспитания лишены назидательности. Просто дети видят увлеченного, неравнодушного, порядочного и отзывчивого человека и стремятся ей подражать».

 

Источник информации: Светлана Сагитова; Лига женщин университета
Комментарии
кхн Елена Андреевна 17.03.23, 09:36
Я знакома с Ольгой с1983 года.Ее курс состоял целиком из талантов- это Оля Каргина теперь советник в парламте Канады Андрей Ведерников профессор в США Сергей Смирнов и другие. Их курс на химфаке-это была звездная плеяда. Ольга стоит за правду всегда и во всем.Эрудит.Талант.Надежный товарищ.Гордость КГУ. И свсем не изменилась за 40 лет.Так держать!!!