Если мы с вами совершим экскурс в историю женского движения, то сразу увидим, что сфера приложения женской активности была довольно ограничена. Знаковые немецкие три «К» - Kinder, Küche, Kirche . – «Дети, кухня, церковь» в России также обозначали социальное место женщины. И женский менеджмент распространялся только в сферу ведения семейной экономики.
Мужчины же всегда доминировали в реальной жизни – касалось ли это управленческой или производственной деятельности, бизнеса или семьи. Мужчина – руководитель, что называется «по умолчанию», это даже, некий стандарт.
А могут ли современные женщины вынести на своих плечах все тяготы руководителя, менеджера высшего образовательного звена, быть хорошей женой и образцовой матерью большого и дружного семейства?
Современным женщинам все подвластно – ведь они энергичны и целеустремленны, мудры и органичны, надежны, компетентны и суперпрофессиональны!
Директор Елабужского института Казанского федерального университета - звучит статусно, авторитетно и красиво. Но мало кто задумывается о том, какой груз ответственности лежит на хрупких плечах невероятно харизматичной Елены Ефимовны Мерзон. И какой ценой приходится преодолевать вызовы современности для достижения целей. Презентация.
В ее профессиональной карьере – создание Республиканской летней физико-математической школы, Летней педагогической школы, Лаборатории прикладной педагогики, Центра образовательной робототехники. Под ее руководством реализуются социально-значимые образовательные проекты: Детский университет, Научная универсиада для школьников, Интеллектуально-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и учащейся молодежи «Интеллето», Университет третьего возраста и многие другие успешные образовательные проекты. Елена Мерзон – автор проекта Елабужского института КФУ «Международный фестиваль школьных учителей». Ежегодно в стенах вуза организуются лекции, круглые столы, мастер-классы, площадки по обмену передовым педагогическим опытом учителей разных стран. Впечатляет, не правда, ли? И это далеко не весь перечень достижений Елены Ефимовны.
«За 17 лет работы руководителем я стала более гибкой и стойкой. Да, трудности, проблемы бывают. Но это – мой выбор. Если в меня поверили, если мне это доверили, я этим живу. Уровень ответственности на максимуме. Каждый день хочется расти в профессии, быть полезной своему университету», - убеждена Елена Ефимовна.
Из характеристики:
«Елену Мерзон отличают принципиальность, инициативность, исполнительская дисциплина, высокий профессионализм. Елена Ефимовна – эталон современного лидера, сильного руководителя, сохраняющая позитивный, оптимистичный настрой. Для нее характерны творческий поиск, отличные организаторские способности. Она доброжелательна, корректна и выдержана. Великолепный стратег, видящий перспективу развития института. Елена Ефимовна является примером для коллег и сотрудников, вселяет желание и стремление становиться лучше».
«Истоки моего характера – из детства, - делится воспоминаниями Елена Ефимовна. - Мой папа говорил, что я с рождения показывала свой характер, волю, и стремление всюду применить нестандартный подход. Но как учитель, я убеждена, что сформировать лидерские качества можно в каждом человеке».
- Есть ли у Вас кумиры, которым хотелось бы подражать?
- Зачем искать кумиров на стороне? Настоящие герои – они рядом. Мой отец, который работал, творил, созидал. Надежный глава семьи, ценитель культуры и искусства татарского народа. Многие по сей день вспоминают его с теплотой и благодарностью. Мама, которая успевала все: и уют создать, и трех дочерей воспитать, и трудиться, и найти время на наши девичьи посиделки, в которых было так много женской мудрости. Вот они для меня – кумиры.
- Ваши пожелания студентам
- О, студенчество – это незабываемая пора! В эти годы закладываются основы будущей карьеры, формируется самый важный капитал в жизни – знание. В эти годы появляются верные друзья, рождаются глубокие чувства. Эти годы оставляют самый яркий след в жизни каждого человека. Поэтому учитесь, дорогие студенты, дерзайте, реализуйте свои самые смелые идеи и замыслы!
- Вы педагог, учитель. Что для Вас означает символ начала школьной и студенческой жизни – звонок колокольчика?
- Сколько теплых воспоминаний приносит этот мелодичный звон! Первый колокольчик мне подарили дети на День учителя, когда я стала директором гимназии №4. Сейчас в моей коллекции более 200 колокольчиков из разных стран мира. Музыка школы осталась со мной на всю жизнь. Ведь колокол воплощает женское начало. Это талисман, способный отвести или уничтожить зло. Форма символизирует небесный свод, ход времени. Покачивания колокольчика знаменуют собой крайности добра и зла, смерти и бессмертия. Колокольный звон – голос космической гармонии, проповедующий истину, звук учения совершенной мудрости, знак гармонии между человеком и Небом.
- Ваше главное достижение в жизни?
- Не задумываясь, отвечу – мои дети. Они всегда с уважением относились к моей работе, и свою часть обязанностей старались выполнять на сто процентов. Когда возникали сложности, мы решали их вместе. Ни на секунду не разочаровывают и сейчас. Очень добрые, открытые. Им еще предстоит реализоваться в жизни, профессии. Но то, что они выросли такие настоящие, отзывчивые, человечные – радует меня безмерно.
- Ваша формула успеха?
- Сегодня в нашем коллективе более 4 тысяч студентов, за которых я в ответе. Около 200 преподавателей - моих единомышленников. Чем больше душевных сил, энергии вкладываешь в работу, тем больше получаешь. В этом, мне кажется и состоит формула успеха.
Когда предложили возглавить институт, я согласилась. Понимала – это мое, самое сокровенное. Образование – это мощное, постоянно развивающееся направление. Благодаря опыту я ощущала себя в курсе образовательных проблем, как школьных, так и вузовских. Я убеждена: университет – это место, которое должны знать и любить наши дети. Поэтому у нас в Елабуге реализуются различные детские проекты. Сегодня в Татарстане живут интеллетовцы, физматовцы, юные экологи. И все это – наши дети, наше будущее. Это часть моей миссии как руководителя.
Сегодня директор института - это ключевая фигура в образовании, определяющая успешность реализации изменений на российском образовательном поле. Так каким же должен быть директор – опытным педагогом, ученым или эффективным управленцем?
Как считают специалисты в области педагогического менеджмента – это, прежде всего, творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения поставленных перед образованием задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.
Это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами. Закончить материал о Елене Ефимовне хотелось ее же девизом: «Ты должен верить в себя даже тогда, когда в тебе сомневается весь мир».