Институт психологии и образования принял участие в семинаре «Электронное обучение в высшей школе: реалии и перспективы»
6 февраля 2024 года Институт психологии и образования принял участие в методическом семинаре для преподавателей высшей школы «Электронное обучение в высшей школе: реалии и перспективы».
Несмотря на онлайн-формат проведения семинара, тематика мероприятия привлекла внимание 135 участников, зарегистрировавшихся на платформе ZOOM. Программа семинара построена таким образом, что каждое выступление являлось логической ступенькой для последующего докладчика, темы гармонично перекликались и в то же время плавно переходили в новую плоскость заявленной проблематики семинара. Живейший интерес к данному семинару проявлялся и в многочисленных вопросах и добавлениях-комментариях в чате собрания.
Директор ИПОТ, канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ИУЭИФ Котенкова Светлана Николаевна открыла семинар, раскрыв особенности электронного обучения в КФУ: результаты, проблемы, прогнозы.
Доктор пед. наук, профессор кафедры начального образования ИПО Власова Вера Константиновна подробно, обстоятельно рассказала, как организовать процесс разработки онлайн-курса на уровне ОСП КФУ. Говоря об организации процесса разработки онлайн-курса, прежде всего, нужно задать себе вопросы: для чего будет нужен онлайн-курс и какова его актуальная тематика. Авторами онлайн-курса становятся коллеги, каждый из которых выполняет определенные функции. В нашем Институте помимо авторов – разработчиков основного контента курса в создании онлайн-курса участвуют коллеги, которые разрабатывают педагогический сценарий курса, осуществляют поиск наиболее эффективных и эффектных технологий обучения, дидактических приемов для практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и средств оценивания. Весьма значимая часть работы по созданию онлайн-курса заключается в разработке его педагогического дизайна (или педагогического сценария), отражающего краткое его описание и содержание каждого модуля, виды оценивания работ по каждому модулю, дополнительные материалы и ссылки на внешние ресурсы, количество планируемых видеороликов и требование к их записи (запись в студии, в аудитории, в библиотеке; натуральные выездные видеосъемки). При необходимости нужно указывать привязку к учебному курсу. Часть заданий для проведения практических занятий готовится при участии студентов, которые задействованы в создании видеороликов, получая при этом частичный опыт разработки онлайн-курсов. На текущем этапе у нас в Институте есть курсы, которые мы условно разделили на несколько категорий:
Кандидаты пед.наук, доценты кафедры методологии обучения и воспитания ИПО Яруллин Ильнар Фагимович и Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна раскрыли механизмы разработки онлайн-курса «Игровые технологии для студентов на примере онлайн-курса «Педагогика поликультурного образования».
О том, как создавался самый первый онлайн-курс Казанского федерального университета на платформе «Открытое образование», рассказали профессор кафедры начального образования Власова Вера Константиновна и доцент кафедры начального образования Хайрутдинова Резеда Рафаилевна. Команда авторов-разработчиков онлайн-курса «Нескучная начальная школа: театр как технология воспитания» действительно выступила настоящими первопроходцами в этой области. Как создавать онлайн-курс, как подбирать лекционный материал и практические задания для онлайн-курса, какие использовать демонстрационные материалы и видео, как их правильно размещать – обо всем этом детально, доходчиво, методично рассказала Резеда Рафаилевна.
Специфику методических подходов к разработке онлайн-курса «Супервизия для классного руководителя или как эффективно организовать свою деятельность в школе» очень интересно и наглядно раскрыли зав.кафедрой педагогической психологии ИПО, кандидат психол.наук, доцент Лушпаева Ирина Игоревна и доцент кафедры Хусаинова Резеда Мунировна.
Весьма необычную, но очень востребованную тему онлайн-курса «Опыт проектирования практических занятий в онлайн-курсе «Профессиональный конкурс «Воспитатель года»:готовим победителей» раскрыла в своем выступлении доцент кафедры дошкольного образования Башинова Светлана Николаевна.
Интересным, увлекательным было выступление кандидата биол. наук, доцента кафедры прикладной экологии ИЭиП КФУ,старшего научного сотрудника НИЛ GreenAgro Курынцевой Полины Александровны «Разработка онлайн-курса «Изменения климата: причины, последствия, способы предотвращения».
В чем разница между онлайн-курсом и ЦОРом, какими отличительными признаками они различаются, раскрыла в докладе главный специалист Центра координации образовательных проектов ИПОТ, кандидат ист. наук Руднева Яна Борисовна.
Из выступления кандидата филол. наук, доцента, ответственного за электронное обучение общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Волковой Кадрии Рафиковны участники семинара узнали, что онлайн-курсы можно составлять не только по научно-теоретическим и прикладным дисциплинам, но и по физической культуре и спорту.
Старший преподаватель, ответственный за электронное обучение
кафедры европейских языков и культур ИМО Амирханова Карина Муратовна познакомила слушателей с особенностями организации работы по реализации образовательного процесса с применением электронного обучения на примере направления «Лингвистика» в Институте международных отношений.
Начальник учебного отдела, ответственный за электронное обучение ЕИ КФУ Сёмина Лилия Мударисовна рассказала об опыте работы по реализации образовательного процесса с применением электронного обучения на примере Елабужского института КФУ. Студентам нравится работать по онлайн-курсам, разработанным преподавателями.
«Оперативное консультирование, контроль и согласование всего контента осуществляют коллеги Института передовых образовательных технологий, оказывая весьма ощутимую методическую поддержку и технологическое сопровождение всего процесса разработки онлайн-курса, за что мы им безгранично благодарны» – добавила профессор Власова В.К.
Семинар «Электронное обучение в высшей школе: реалии и перспективы» наглядно продемонстрировал, насколько востребованы онлайн-курсы в различных областях знаний, по разным учебным дисциплинам в разных структурных подразделениях Казанского федерального университета. Реакция слушателей семинара – яркая, эмоциональная, живая, быстрая, заинтересованная – позволяет сделать вывод: онлайн-курсы в высшей школе– это актуально, это интересно, это нужно, это результативно!