10 ноября 2023 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Международный съезд психологов в сфере образования. Съезд состоялся в рамках в рамках Десятилетия науки и технологии в Российской Федерации и Международного педагогического конгресса, посвященного, 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. В числе соорганизаторов Съезда выступил Институт психологии и образования КФУ.
На пленарном заседании Форума с ключевым докладом о научно-методическом сопровождении процесса подготовки психологов образования в современном вузе выступил директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин. Центральным аспектом доклада стал тезис о единстве усилий Федерального университета в подготовке классических, клинических, специальных психологов и психологов сфере образования. Поэтому задача вуза – интегрировать потенциал ключевых психологических кафедр для усиления научно-практической подготовки значимых в современном обществе специалистов.
На площадке Института психологии и образования организовала эффективную работу участников Съезда секция №1 «Психолог и учитель: функции психолога в повышении профессиональной компетентности учителей» (модераторы – заведующий кафедрой педагогической психологии Ирина Лушпаева, заведующий кафедрой дошкольного образования Алла Твардовская). Участники данной секции обменялись опытом психологического и педагогического сопровождения в сфере образования, определили векторы междисциплинарных исследований и практик.
На секционном заседании обсудили актуальные вопросы психолингвистических основ формирования языковой личности педагога (профессор Валерьян Габдулхаков), самооценки профессиональной направленности личности будущих педагогов (доцент Вероника Веретенникова), стратегии постмодернистской педагогики (доцент Рамиль Гарифуллин), ключевые аспекты профессионального самоопределения учащихся из семей мигрантов (доцент Чулпан Громова), вопросы мотивации изучения DataScience одаренными школьниками (доцент Айслу Курбанова, мл.науч.сотр. Юрий Яровиков), безопасность цифрового образовательного контента для дошкольников (доцент Наталья Новик), субъективного благополучия как фактора развития профессионализма психологов образования (доцент Ирина Лушпаева, профессор Флера Мухаметзянова), когнитивной регуляции дошкольника как предиктора успешности академического обучения в школе (доцент Алла Твардовская), дефициты и потребности педагогов-психологов в деятельности психологической службы образовательных учреждений города Красноярска (руководитель сетевого городского педагогического сообщества педагогов-психологов Красноярского информационно-методического центраТатьяна Свиридова), супервизию как форму психологического сопровождения учителя в профессии (доцент Резеда Хусаинова), особенности самоотношения старших школьников с признаками лингвистической одаренности (доцент Гульшат Шакирова, ассистент Карина Сайкина).
На многих научных площадках в рамках работы Съезда прошло обсуждение фундаментальных направлений и проблем современной психологической науки, практики и образования: на секции №2 «Междисциплинарные исследования детства» рассматривался вопрос психологической экспертизы образовательной среды как исследовательского потенциал педагога (доцент Евгения Шишова), на заседании секции №6 «Психологические аспекты предупреждения и профилактикиэкстремизма и терроризма в среде учащейся молодёжи» обсуждалась проблема потенциала «ошибки» классификации нейросети для анализа социально-психологических особенностей учащихся группы риска по наркотизации (доцент Эльвира Гилемханова).
Ученые и практики, собравшиеся на съезде, обсудили вопросы трансформации педагогической психологии в условиях дистанционного образования, вопросы киберпсихологии, цифровой компетентности и безопасности, социально-психологических вызовов современного мира, изучения современного детства, психологической безопасности образовательной среды, а также профилактики посттравматических расстройств в высшей школе.