Soft skills в подготовке будущих учителей математики и информатики
В Казанском федеральном университете с 26 по 28 мая проходил Международный форум по педагогическому образованию IFTE-21, объединивший более 1500 ученых из различных университетов России и мира, среди которых и преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики имени Н.И.Лобачевского КФУ. На одной из дискуссионных площадках форума 26 мая была проведена секция «Педагогические контентные знания в области точных наук». Председателями секции выступили Г.Ф. Шакирова (Казанский федеральный университет, Казань, Россия), М.А. Чошанов (Техасский университет в Эль Пасо, США), В. Крейнович (Техасский университет в г. Эль Пасо, США), О. Кошелева (Техасский университет в г. Эль Пасо, США). Ученые Техасского университета, Балтийского федерального университета имени И.Канта, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Казанского федерального университета представили свои научные доклады по актуальным проблемам образования.
В рамках работы секции доценты кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, Ольга Викторовна Разумова и Елена Рашидовна Садыкова, заинтересовали участников секционного заседания результатами своего исследования, связанного с подготовкой будущего учителя математики и информатики. Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2020 года №41 об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» вносятся изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в направлении ключевых компетенций специалиста, способного работать в условиях цифровой экономики. Современные работодатели отдают предпочтение претендентам с ярко выраженными soft skills, среди которых выделяются: креативность или креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, координация или коллаборация. О формировании таких компетенций в процессе подготовки студентов – будущих учителей математики и информатики в Институте математики и механики им.Н.И. Лобачевского - поделились Ольга Викторовна и Елена Рашидовна.
Как отметили преподаватели, специально разработанная система учебных исследовательских заданий, предложенная на занятиях, способствует формированию у будущих учителей рассматриваемых компетенций. Так, при изучении дисциплин, проводимых в интерактивных формах, «Методика обучения математике», «Методика обучения информатике», курсов по выбору «Создание электронных образовательных ресурсов», «Информатизация управления образовательным процессом», студентами решались учебные задачи, направленные на формирование 4К-компетентности. Основными целями занятий явились развитие критического мышления, связанного со сбором и анализом информационной образовательной среды, реализующей принципы современной дидактики, активности, готовности к кооперации и коммуникации, развития творческого потенциала.
С интересными докладами выступили и другие участники заседания. На секции состоялся открытый и конструктивный диалог, обсуждены вопросы подготовки учителя, предложены рекомендации. В конце заседания были подведены итоги работы секции.